Бронхиальная астма задачи


Ситуационные задачи на тему "Бронхиальная астма"

Ситуационные задачи.

Задача № 1.

Пациентка 43 лет, поступила в стационар с жалобами на ежедневные приступы удушья, особенно затруднен выдох, общую слабость, недомогание. После приступа отходит небольшое количество вязкой стекловидной мокроты. Больна 3 года, указанные жалобы возникают ежегодно в июне, в июле все симптомы исчезают. Свое заболевание связывает с потерей близкого человека.

У матери и бабушки также отмечались приступы удушья. У больной имеется аллергия на клубнику, пенициллин.

Объективно: состояние средней тяжести. Женщина сидит, опираясь руками о край стула. Кожа чистая, с цианотичным оттенком. Грудная клетка бочкообразная, над- и подключичные области сглажены, межреберные промежутки расширены, отмечается набухание шейных вен, участие вспомогательной мускулатуры, втяжение межреберий. Дыхание громкое, со свистом и шумом, 26 раз в мин. При перкуссии отмечается коробочный звук, нижняя граница легких по среднеподмышечной линии определяется на уровне 9 ребра, экскурсия легких по этой линии составляет 2 см. На фоне ослабленного везикулярного дыхания с удлиненным выдохом выслушиваются сухие свистящие хрипы. ЧДД - 24 в мин. Тоны сердца ритмичные, ясные, 92 в мин., АД 110/70 мм рт.ст. Абдоминальной патологии не выявлено.

Задания:

(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств)

1. Установите контакт с пациентом. О каком заболевании идет речь?

(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)

2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.

(для оценивания ПК 2.3. (Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами).

3. Обоснуйте необходимость обращения медицинской сестры в клиническую, биохимическую лабораторию, отделение функциональной диагностики.

(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)

4. Обоснуйте необходимость применения лекарственных препаратов, назначенных врачом.

(для оценивания ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)

5. Продемонстрируйте технику применения карманного ингалятора.

(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)

6. Выпишите рецепт на эуфиллин а ампулах для внутривенного введения.

Задача № 2.

Вы – медсестра приемного отделения стационара. К Вам бригадой скорой помощи доставлен пациент 39 лет с диагнозом «Бронхиальная астма средней степени тяжести, ухудшение течения». Во время заполнения паспортной части истории болезни состояние пациента ухудшилось: ему стало трудно разговаривать, возникла резкая экспираторная одышка, свистящее дыхание, «посинел». Вы успели выяснить, что сегодня пациент пользовался карманным ингалятором более 10 раз.

Объективно: Состояние пациента тяжелое. Кожные покровы и видимые слизистые цианотичны. В легких дыхание ослаблено, выслушиваются сухие свистящие хрипы и участки «немого легкого», ЧДД 34 в мин. Тоны сердца приглушены, ритмичны, пульс удовлетворительно наполнения и напряжения, 110 в мин., А/Д 100/60 мм.рт.ст. Абдоминальной патологии нет.

Задания:

(для оценивания ПК 2.2. – Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса)

1.Определите неотложное состояние пациента. Составьте алгоритм оказания неотложной доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.

(для оценивания ПК 2.4. – Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования)

2. Окажите содействие прибывшему врачу. Какие лекарственные средства Вы будете вводить по назначению врача?

(для оценивания ПК 2.1. – Представлять информацию в доступном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств, ПК 2.5. – Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса)

3. Установите контакт с пациентом и продемонстрируйте технику выполнения внутривенной инъекции.

(для оценивания ПК 2.6. – Вести утвержденную медицинскую документацию)

4. Выпишите рецепт на дексаметазон в ампулах

Астма (J45) > Справочник заболеваний MedElement > MedElement


Согласно GINA-2011, бронхиальная астма (БА) – это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором участвует ряд клеток и медиаторов воспаления, что приводит к характерным патофизиологическим изменениям.

 

1. Клетки воспаления в дыхательных путях при БА.


1.1 Тучные клетки. Под действием аллергенов при участии рецепторов к IgE с высокой аффинностью и под влиянием осмотических стимулов происходит активация тучных клеток слизистой. Активированные тучные клетки высвобождают медиаторы, которые вызывают бронхоспазм (гистамин, цистеиниловые лейкотриены, простагландин D2). Повышенное количество тучных клеток в гладкой мускулатуре дыхательных путей может быть связано с бронхиальной гиперреактивностью.


1.2 Эозинофилы. В дыхательных путях количество эозинофилов повышено. Данные клетки выделяют основные белки, которые могут повреждать эпителий бронхов. Также эозинофилы могут участвовать в высвобождении факторов роста и ремоделировании дыхательных путей.


1.3 T-лимфоциты. В дыхательных путях присутствует повышенное количество T-лимфоцитов, которые высвобождают специфические цитокины, регулирующие процесс эозинофильного воспаления и выработку IgE B-лимфоцитами. Повышение активности Th3-клеток отчасти может обуславливаться снижением числа регуляторных T-клеток, которые в норме угнетают Th3-лимфоциты. Также возможно увеличение числа inKT- клеток, которые выделяют Th2- и Th3-цитокины в большом количестве.


1.4 Дендритные клетки захватывают аллергены с поверхности слизистой бронхов и мигрируют в региональные лимфатические узлы, где взаимодействуют с регуляторными T-клетками и в конечном счете стимулируют превращение недифференцированных T-лимфоцитов в Th3-клетки.


1.5 Макрофаги. Количество макрофагов в дыхательных путях повышено. Их активация может быть связана с действием аллергенов при участии рецепторов к IgE с низкой аффинностью. Вследствие активации макрофагов происходит высвобождение медиаторов воспаления и цитокинов, усиливающих воспалительную реакцию.


1.6 Нейтрофилы. В дыхательных путях и мокроте пациентов с тяжелой БА и курящих больных повышается количество нейтрофилов. Их патофизиологическая роль не выяснена. Предполагается, что повышение их количества может быть следствием терапии ГКСГКС (глюкокортикоиды, глюкокортикостероиды) - лекарственные препараты одно из ведущих свойств которых - угнетать ранние этапы синтеза основных участников формирования воспалительных процессов (простагландинов) в различных тканях и органах.
.


2. Медиаторы воспаления. В настоящее время известно более 100 различных медиаторов, которые участвуют в патогенезе БА и развитии сложной воспалительной реакции в дыхательных путях.


3.Структурные изменения дыхательных путей - выявляются в дыхательных путях больных БА и часто рассматриваются как процесс ремоделирования бронхов. Структурные изменения могут быть результатом восстановительных процессов в ответ на хроническое воспаление. Вследствие отложения волокон коллагена и протеогликанов под базальной мембраной развивается субэпителиальный фиброз, отмечающийся у всех больных БА (в том числе у детей) даже до начала клинических проявлений заболевания. Выраженность фиброза может уменьшаться под действием лечения. Развитие фиброза наблюдается и в других слоях стенки бронха, в которых также откладываются коллаген и протеогликаны.


3.1 Гладкая мускулатура стенки бронха. Вследствие гипертрофииГипертрофия - разрастание какого-либо органа, его части или ткани в результате размножения клеток и увеличения их объема
и гиперплазииГиперплазия - увеличение числа клеток, внутриклеточных структур, межклеточных волокнистых образований вследствие усиленной функции органа или в результате патологического новообразования ткани.
происходит увеличение толщины гладкомышечного слоя, что способствует общему утолщению стенки бронха. Этот процесс может зависеть от степени тяжести заболевания.
3.2 Кровеносные сосуды. Под действием факторов роста, например фактора роста эндотелия сосудов (VEGF), отмечается пролиферацияПролиферация - увеличение числа клеток какой-либо ткани вследствие их размножения
сосудов бронхиальной стенки, способствующая утолщению стенки бронха.


3.3 Гиперсекреция слизи наблюдается в результате повышения количества бокаловидных клеток в эпителии дыхательных путей и увеличения размеров подслизистых желез. 


4. Сужение дыхательных путей -  универсальный заключительный этап патогенеза БА, которые приводит к возникновению симптомов заболевания и типичным физиологическим изменениям.

Факторы, обуславливающие сужение дыхательных путей:

4.1 Сокращение гладкой мускулатуры стенки бронха в ответ на бронхоконстрикторное действие различных медиаторов и нейротрансмиттеров - главный механизм сужения дыхательных путей; практически полностью обратимо под действием бронхолитиков.

4.2 Отек дыхательных путей, возникающий вследствие повышенной проницаемости микрососудистого русла, которая вызвана действием медиаторов воспаления. Отек может играть особенно важную роль при обострениях.

4.3 Утолщение стенки бронха в результате структурных изменений. Данный фактор может иметь большое значение при тяжелой БА. Утолщение стенки бронха не полностью обратимо под действием существующих препаратов.

4.4 Гиперсекреция слизи может приводить к окклюзииОкклюзия - нарушение проходимости некоторых полых образований в организме (кровеносных и лимфатических сосудов, подпаутинных пространств и цистерн), обусловленное стойким закрытием их просвета на каком-либо участке.
просвета бронхов ("слизистые пробки") и является результатом повышенной секреции слизи и образования воспалительного экссудата.

Особенности патогенза описаны для следующих форм БА:
- обострение БА;
- ночная БА;
- необратимая бронхиальная обструкция;
- БА, трудно поддающаяся лечению;
- БА у курильщиков;
- аспириновая триада.

Бронхиальная астма ситуационные задачи с ответами

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

На тему 7.4.1.Сестринский процесс при бронхиальной астме

ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

Пациентка Веселова Надежда Николаевна, 54 года, экономист. Живет в отдельной квартире с сибирской кошкой, которую очень любит.

В настоящее время находится в пульмонологическом отделении стационара с диагнозом: «Бронхиальная астма II степень тяжести». В отделение поступила впервые по направлению участкового терапевта, в связи с учащением приступов удушья. При осмотре: состояние средней тяжести, экспираторная одышка, ЧДД 32-34 в минуту, участие вдыхании вспомогательной мускулатуры, свистящее дыхание, ЧСС – 96 уд/мин., АД -130/95 мм.рт.ст. В легких дыхание проводиться, надо всей поверхностью выслушиваются сухие свистящие хрипы. Перкуторно коробочный звук. Тоны сердца звучные, тахикардия.

Во время приступа старается занять положение ортопноэ. Считает себя больной в течение 4 лет – приступы бронхиальной астмы начались сразу после смерти мужа.

Обследовалась амбулаторно, назначено лечение:

•        Теопек 300 мг – 2 раза в день

•        Тайлед 800 мг – 2 раза в день

•        Сальбутамол по 2,5 мл в ингаляциях принимать при приступах удушья.

Однако пациентка принимает только Сальбутамол при приступах удушья, возникающих на фоне стресса, т.к. считает его наиболее эффективным, другие препараты принимает редко, часто забывая про них. Врач – пульмонолог поликлиники рекомендовал купить пикфлоуметр и вести дневник самоконтроля. Пикфлоуметр приобрела, но пользоваться им не умеет.

Надежда Николаевна после смерти мужа стала реже бывать на людях, ведет малоактивный образ жизни, считая, что лишние волнения провоцируют астматический приступ. Дома убирается редко, считает, что «это никому не надо». На окнах у Надежды Николаевны тяжелые бархатные портьеры, на полу и стене – ковры. Постельное белье пациентка меняет 1 раз неделю, использует пуховые одеяло и подушку, которые достались ей по наследству. Днем кровать не убирает. Спит плохо, часто просыпается ночью от сильного сухого кашля. Курит дома, на кухне — 1 пачку сигаре т в день.

Выберите один правильный ответ

1. Бронхиальная астма — это заболевание, в основе которого лежит

1.        воспаление бронхов, сопровождающееся приступами удушья  в результате распространенной бронхиальной обструкции

2.        хроническое воспаление бронхов, сопровождающееся периодическими приступами удушья или затрудненного дыхания  в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов

3.        хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья или затрудненного дыхания  в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов

4.        воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья  в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов

Выберите все правильные ответы

2. Приступ бронхиальной астмы характеризуется 

1.        бронхоспазмом

2.        отеком слизистой

3.        скоплением в альвеолах жидкости

4.        скоплением вязкой мокроты

5.        накоплением жидкости в плевральной полости

Выберите все правильные ответы

3. Триггерами для данной пациентки могут являться

1.        аллергены

2.        ОРВИ

3.        физическая нагрузка

4.        психоэмоциональная нагрузка

5.        изменение погоды

6.        экологические воздействия

7.        непереносимые продукты, лекарства, вакцины

Выберите все правильные ответы

4. Цели лечения пациента с бронхиальной астмой

1.        достигнуть исчезновения или уменьшить до минимума симптомы бронхиальной обструкции

2.        уменьшить потребность пациента в бронхолитической терапии вплоть до полного отсутствия необходимости в этих препаратах

3.        излечить заболевание

4.        поддерживать соответствующую возрасту физическую активность и качество жизни

5.        нормализовать показатели функции внешнего дыхания

6.        предотвратить развитие необратимой обструкции дыхательных путей

7.        предотвратить побочное действие лекарств

Выберите все правильные ответы

5. Программа лечения бронхиальной астмы включает:

1.        обучение больных

2.        постоянный контроль и самоконтроль симптомов и объективных показателей (ПСВ) с помощью пикфлоуметра

3.        удаление (элиминацию) или уменьшение воздействия  провоцирующих факторов

4.        ступенчатую медикаментозная терапию

5.        реабилитацию с использованием немедикаментозных методов, санаторно-курортного лечения

6.        активную физическую нагрузку

7.        регулярное наблюдение врача – аллерголога

Выберите один правильный ответ

6. Для снятия острого приступа бронхиальной астмы применяют

1.        глюкокортикоидные гормоны

2.        брохорасширяющие препараты

3.        кромоны

4.        антилейкотриеновые препараты

Выберите все правильные ответы

7. Для профилактики приступа бронхиальной астмы используют препараты «базисной терапии», к которым относятся

1.        глюкокортикоидные гормоны,

2.        броходилятаторы

3.        кромоны

4.        антилейкотриеновые препараты

Выберите один правильный ответ

8. Одно из необходимых условий успешного лечения бронхиальной астмы

1.        проведение постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей

2.        контроль врача за приемом лекарственных средств

3.        контроль медсестры  за физической нагрузкой

4.        контроль родственников за соблюдением диеты

Выберите один правильный ответ

9. С целью постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей используется

1.        спирометр

2.        спейсер

3.        пикфлоуметр

4.        небулайзер

Выберите один правильный ответ

10. Пикфлоуметр позволяет определить

1.        объем проходящего воздуха при вдохе в единицу времени

2.        объем проходящего воздуха при выдохе в единицу времени,

3.        объем проходящего через легкие воздуха в течение одной минуты

4.        жизненную емкость легких

Выберите один правильный ответ

11. Частота проведения пикфлоуметрии

1.        4 раза в день, каждые 6 часов

2.        3 раза в день, утром до приема лекарств, днем после еды и вечером после приема лекарств

3.        2 раза в день, утром до приема лекарств, вечером после приема лекарств

4.        1 раз в день в любое время

5.        1 раз в день в одно и то же время

Выберите все правильные ответы

12. Установите правильную последовательность действий при проведении пикфлоуметрии

1.        Присоединить мундштук к пикфлоуметру

2.        Зафиксируйте значение, на которое укажет стрелка-индикатор на шкале

3.        Попросить пациента держать пикфлоуметр горизонтально

4.        Попросить пациента занять положение стоя

5.        Попросить пациента плотно обхватить мундштук губами

6.        Прополощите мундштук и пикфлоуметр под проточной водой

7.        Переместить стрелку-указатель на нулевую отметку шкалы

8.        Повторите процедуру еще два раза,

9.        Снимите мундштук с пикфлоуметра и погрузите все это в теплый мыльный раствор на 2-3 минуты

10.        Попросить пациента сделать глубокий вдох, а затем максимально быстрый и сильный выдох через рот

11.        Зафиксируйте максимальное из трех измерений в дневнике самоконтроля

12.        Аккуратно встряхните пикфлоуметр и мундштук и дайте им просохнуть

Выберите один правильный ответ

13. Небулайзеры – это устройства для преобразования

1.        жидких лекарственных препаратов в крупнодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути

2.        жидких лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути

3.        порошкообразных лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути

4.        твердых лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути

14. Установите правильную последовательность: алгоритм применения ингалятора

1.        спокойно выдохните

2.        обхватите мундштук ингалятора губами, немного запрокиньте голову назад

3.        сделайте глубокий спокойный выдох

4.        задержите дыхание, не выдыхая воздух около 10 секунд

5.        снимите колпачок с мундштука ингалятора; встряхните ингалятор

6.        нажмите на дно баллончика и одновременно с нажатием сделайте глубокий спокойный вдох ртом

7.        правильно держите ингалятор рукой — мундштуком вниз и к себе

Выберите один правильный ответ

15. Спейсер – это

1.        порошковый ингалятор

2.        туманообразователь

3.        приспособление в виде камеры емкостью от 0,3 до 1 литра

4.        ингалятор «легкое дыхание»

Выберите все правильные ответы

16. Спейсер позволяет

1.        упростить технику использования ингалятора за счет возможности не координировать вдох и нажатие ингалятора

2.        уменьшить дозу лекарственного средства

3.        глубоко  проникать лечебному аэрозолю в легкие

4.        задерживать крупные частицы

5.        разбивать крупные частицы на более мелкие

17. Установите правильную последовательность: алгоритм применения спейсера

1.        Плотно обхватите мундштук спейсера, который находится с противоположной стороны от ингалятора, губами

2.        Сделайте спокойный глубокий выдох

3.        Снимите колпачок с мундштука вашего обычного ингалятора, встряхните ингалятор, затем вставьте ингалятор в специальное отверстие спейсера

4.        Задержите дыхание на 10 секунд, а затем выдохните в мундштук спейсера

5.        Начните медленный и глубокий вдох (препарат находится внутри спейсера в течение 2 — 3 секунд и необходимость в одновременном с нажатием на баллончик вдохе отпадает)

6.        Нажмите на баллончик, используя одну ингаляционную дозу препарата

7.        Вдохните еще раз, но не нажимайте на баллончик

8.        Выньте мундштук спейсера изо рта

Выберите все правильные ответы

18. Медсестра должна обучить пациента, что при появлении незначительных симптомов астмы, ухудшении переносимости физической нагрузки, возникновение ночных  симптомов, пациент должен 

1.        убрать провоцирующий фактор или уменьшить его действие

2.        срочно вызвать «Скорую помощь»

3.        принять бронхолитик, назначенный врачом

4.        принять все лекарства назначенные врачом вне плана

5.        посоветоваться с врачом.

Выберите все правильные ответы

19. Медсестра должна обучить пациента, что при усиление симптомов астмы  как днем, так и ночью, одышке при небольшой физической нагрузке, пациент должен

1.        срочно проконсультироваться с врачом

2.        принять дополнительно все лекарственный средства

3.        2х кратно принять бронхолитик, назначенный врачом

4.        находится под медицинским наблюдением

5.        не отказываться от госпитализации

20. Установите правильную последовательность оказания первой помощи при остром приступе бронхиальной астмы

1.        По возможности установите причину (триггер) приступа и удалите ее

2.        Предложите пациенту принять удобную позу, снять или расстегнуть затрудняющую дыхание одежду

3.        Обеспечьте доступ свежего воздуха

4.        Помогите пациенту сделать ингаляцию бронхолитика

5.        Дайте теплое обильное питье маленькими частыми глотками

6.        Помогите пациенту выполнить несколько дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание), если он был обучен им ранее

7.        Напомните пациенту о необходимости расслабиться, если он был обучен специальным методикам релаксации ранее

Выберите все правильные ответы

21. Для уменьшения воздействия клещей домашней пыли медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия в отношении штор и ковров

1.        сменить шторы на жалюзи

2.        заменить тяжелые плотные шторы на легко стирающиеся

3.        чаще стирать шторы и занавеси в горячей воде

4.        чистить тяжелые портьеры пылесосом или специальной щеткой еженедельно

5.        ковры и ковровые покрытия убрать

Выберите все правильные ответы

22. Медсестра посоветует Надежде Николаевне при поведении уборки соблюдать следующие правила.

1.        проводить влажную уборку ежедневно вечером

2.        проводить влажную уборку ежедневно утром

3.        использовать современных пылесосы, оборудованные специальным фильтром

4.        использовать освежающие аэрозоли для воздуха

5.        провести химическую обработку (акаросан и др.)

Выберите все правильные ответы

23. Для уменьшения воздействия шерсти домашних животных медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия 

1.        удалить животное из комнаты, если невозможно его отдать

2.        содержать подстилку в чистоте

3.        регулярно  проводить уборку

4.        использовать дезодорирующие вещества для подстилки

5.        еженедельно мыть животное

24. Определите нарушенные потребности Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма

1____________________________________

2____________________________________

3____________________________________

4____________________________________

5____________________________________

6____________________________________

25. Определите основные проблемы Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма. Составьте план сестринских вмешательств

Выявленные основные проблемы

План сестринских вмешательств

БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА — Студопедия

Проблемно-ситуационная задача.

Пациент М., 1978 г.р., находится на лечении в пульмонологическом отделении с диагнозом: бронхиальная астма, тяжелое течение, фаза обострения. При сестринском обследовании установлены жалобы на: частые приступы удушья, одышку с затрудненным выдохом, непродуктивный приступообразный кашель с отделением густой, вязкой мокроты; слабость, головокружение.

Объективно: общее состояние тяжелое, кожные покровы чистые, бледные; дыхание с затрудненным выдохом, свистящие хрипы слышны на расстоянии. ЧДД 26 в минуту, пульс 88 в минуту, удовлетворительных качеств. АД 140/90 мм. рт. ст.

Задания:

1. Определить потребности, удовлетворение которых нарушено, сформулировать проблемы пациента.

2. Поставить цели и составить план сестринских вмешательств.

Эталон ответа:

1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: дышать, выделять, быть здоровым, работать, избегать опасности. Проблемы настоящие: приступы удушья, кашель с трудно отделяемой мокротой, одышка с затрудненным выдохом, слабость, головокружение. Потенциальные проблемы: высокий риск развития острой дыхательной недостаточности. Приоритетная проблема: приступ удушья.

2. Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение количества приступов удушья в день к концу недели лечения. Долгосрочная цель: пациент отметит редкие приступы к моменту выписки, продемонстрирует знание гипоаллергизирующей диеты.

Учебно-методический материал на тему: Ситуационная задача на тему 7.4.1.Сестринский процесс при бронхиальной астме ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

На тему 7.4.1.Сестринский процесс при бронхиальной астме

ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

Пациентка Веселова Надежда Николаевна, 54 года, экономист. Живет в отдельной квартире с сибирской кошкой, которую очень любит.

В настоящее время находится в пульмонологическом отделении стационара с диагнозом: «Бронхиальная астма II степень тяжести». В отделение поступила впервые по направлению участкового терапевта, в связи с учащением приступов удушья. При осмотре: состояние средней тяжести, экспираторная одышка, ЧДД 32-34 в минуту, участие вдыхании вспомогательной мускулатуры, свистящее дыхание, ЧСС – 96 уд/мин., АД -130/95 мм.рт.ст. В легких дыхание проводиться, надо всей поверхностью выслушиваются сухие свистящие хрипы. Перкуторно коробочный звук. Тоны сердца звучные, тахикардия.

Во время приступа старается занять положение ортопноэ. Считает себя больной в течение 4 лет – приступы бронхиальной астмы начались сразу после смерти мужа.

Обследовалась амбулаторно, назначено лечение:

•        Теопек 300 мг – 2 раза в день

•        Тайлед 800 мг – 2 раза в день

•        Сальбутамол по 2,5 мл в ингаляциях принимать при приступах удушья.

Однако пациентка принимает только Сальбутамол при приступах удушья, возникающих на фоне стресса, т.к. считает его наиболее эффективным, другие препараты принимает редко, часто забывая про них. Врач – пульмонолог поликлиники рекомендовал купить пикфлоуметр и вести дневник самоконтроля. Пикфлоуметр приобрела, но пользоваться им не умеет.

Надежда Николаевна после смерти мужа стала реже бывать на людях, ведет малоактивный образ жизни, считая, что лишние волнения провоцируют астматический приступ. Дома убирается редко, считает, что «это никому не надо». На окнах у Надежды Николаевны тяжелые бархатные портьеры, на полу и стене – ковры. Постельное белье пациентка меняет 1 раз неделю, использует пуховые одеяло и подушку, которые достались ей по наследству. Днем кровать не убирает. Спит плохо, часто просыпается ночью от сильного сухого кашля. Курит дома, на кухне - 1 пачку сигаре т в день.

Выберите один правильный ответ

1. Бронхиальная астма - это заболевание, в основе которого лежит

1.        воспаление бронхов, сопровождающееся приступами удушья  в результате распространенной бронхиальной обструкции

2.        хроническое воспаление бронхов, сопровождающееся периодическими приступами удушья или затрудненного дыхания  в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов

3.        хроническое аллергическое воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья или затрудненного дыхания  в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов

4.        воспаление бронхов, сопровождающееся их гиперреактивностью и периодически возникающими приступами удушья  в результате распространенной бронхиальной обструкции, обусловленной спазмом, гиперсекрецией слизи, отеком стенки бронхов

Выберите все правильные ответы

2. Приступ бронхиальной астмы характеризуется 

1.        бронхоспазмом

2.        отеком слизистой

3.        скоплением в альвеолах жидкости

4.        скоплением вязкой мокроты

5.        накоплением жидкости в плевральной полости

Выберите все правильные ответы

3. Триггерами для данной пациентки могут являться

1.        аллергены

2.        ОРВИ

3.        физическая нагрузка

4.        психоэмоциональная нагрузка

5.        изменение погоды

6.        экологические воздействия

7.        непереносимые продукты, лекарства, вакцины

Выберите все правильные ответы

4. Цели лечения пациента с бронхиальной астмой

1.        достигнуть исчезновения или уменьшить до минимума симптомы бронхиальной обструкции

2.        уменьшить потребность пациента в бронхолитической терапии вплоть до полного отсутствия необходимости в этих препаратах

3.        излечить заболевание

4.        поддерживать соответствующую возрасту физическую активность и качество жизни

5.        нормализовать показатели функции внешнего дыхания

6.        предотвратить развитие необратимой обструкции дыхательных путей

7.        предотвратить побочное действие лекарств

Выберите все правильные ответы

5. Программа лечения бронхиальной астмы включает:

1.        обучение больных

2.        постоянный контроль и самоконтроль симптомов и объективных показателей (ПСВ) с помощью пикфлоуметра

3.        удаление (элиминацию) или уменьшение воздействия  провоцирующих факторов

4.        ступенчатую медикаментозная терапию

5.        реабилитацию с использованием немедикаментозных методов, санаторно-курортного лечения

6.        активную физическую нагрузку

7.        регулярное наблюдение врача – аллерголога

Выберите один правильный ответ

6. Для снятия острого приступа бронхиальной астмы применяют

1.        глюкокортикоидные гормоны

2.        брохорасширяющие препараты

3.        кромоны

4.        антилейкотриеновые препараты

Выберите все правильные ответы

7. Для профилактики приступа бронхиальной астмы используют препараты «базисной терапии», к которым относятся

1.        глюкокортикоидные гормоны,

2.        броходилятаторы

3.        кромоны

4.        антилейкотриеновые препараты

Выберите один правильный ответ

8. Одно из необходимых условий успешного лечения бронхиальной астмы

1.        проведение постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей

2.        контроль врача за приемом лекарственных средств

3.        контроль медсестры  за физической нагрузкой

4.        контроль родственников за соблюдением диеты

Выберите один правильный ответ

9. С целью постоянного самоконтроля за проходимостью дыхательных путей используется

1.        спирометр

2.        спейсер

3.        пикфлоуметр

4.        небулайзер

Выберите один правильный ответ

10. Пикфлоуметр позволяет определить

1.        объем проходящего воздуха при вдохе в единицу времени

2.        объем проходящего воздуха при выдохе в единицу времени,

3.        объем проходящего через легкие воздуха в течение одной минуты

4.        жизненную емкость легких

Выберите один правильный ответ

11. Частота проведения пикфлоуметрии

1.        4 раза в день, каждые 6 часов

2.        3 раза в день, утром до приема лекарств, днем после еды и вечером после приема лекарств

3.        2 раза в день, утром до приема лекарств, вечером после приема лекарств

4.        1 раз в день в любое время

5.        1 раз в день в одно и то же время

Выберите все правильные ответы

12. Установите правильную последовательность действий при проведении пикфлоуметрии

1.        Присоединить мундштук к пикфлоуметру

2.        Зафиксируйте значение, на которое укажет стрелка-индикатор на шкале

3.        Попросить пациента держать пикфлоуметр горизонтально

4.        Попросить пациента занять положение стоя

5.        Попросить пациента плотно обхватить мундштук губами

6.        Прополощите мундштук и пикфлоуметр под проточной водой

7.        Переместить стрелку-указатель на нулевую отметку шкалы

8.        Повторите процедуру еще два раза,

9.        Снимите мундштук с пикфлоуметра и погрузите все это в теплый мыльный раствор на 2-3 минуты

10.        Попросить пациента сделать глубокий вдох, а затем максимально быстрый и сильный выдох через рот

11.        Зафиксируйте максимальное из трех измерений в дневнике самоконтроля

12.        Аккуратно встряхните пикфлоуметр и мундштук и дайте им просохнуть

Выберите один правильный ответ

13. Небулайзеры – это устройства для преобразования

1.        жидких лекарственных препаратов в крупнодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути

2.        жидких лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути

3.        порошкообразных лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути

4.        твердых лекарственных препаратов в мелкодисперсный аэрозоль и доставки в дыхательные пути

14. Установите правильную последовательность: алгоритм применения ингалятора

1.        спокойно выдохните

2.        обхватите мундштук ингалятора губами, немного запрокиньте голову назад

3.        сделайте глубокий спокойный выдох

4.        задержите дыхание, не выдыхая воздух около 10 секунд

5.        снимите колпачок с мундштука ингалятора; встряхните ингалятор

6.        нажмите на дно баллончика и одновременно с нажатием сделайте глубокий спокойный вдох ртом

7.        правильно держите ингалятор рукой - мундштуком вниз и к себе

Выберите один правильный ответ

15. Спейсер – это

1.        порошковый ингалятор

2.        туманообразователь

3.        приспособление в виде камеры емкостью от 0,3 до 1 литра

4.        ингалятор «легкое дыхание»

Выберите все правильные ответы

16. Спейсер позволяет

1.        упростить технику использования ингалятора за счет возможности не координировать вдох и нажатие ингалятора

2.        уменьшить дозу лекарственного средства

3.        глубоко  проникать лечебному аэрозолю в легкие

4.        задерживать крупные частицы

5.        разбивать крупные частицы на более мелкие

17. Установите правильную последовательность: алгоритм применения спейсера

1.        Плотно обхватите мундштук спейсера, который находится с противоположной стороны от ингалятора, губами

2.        Сделайте спокойный глубокий выдох

3.        Снимите колпачок с мундштука вашего обычного ингалятора, встряхните ингалятор, затем вставьте ингалятор в специальное отверстие спейсера

4.        Задержите дыхание на 10 секунд, а затем выдохните в мундштук спейсера

5.        Начните медленный и глубокий вдох (препарат находится внутри спейсера в течение 2 - 3 секунд и необходимость в одновременном с нажатием на баллончик вдохе отпадает)

6.        Нажмите на баллончик, используя одну ингаляционную дозу препарата

7.        Вдохните еще раз, но не нажимайте на баллончик

8.        Выньте мундштук спейсера изо рта

Выберите все правильные ответы

18. Медсестра должна обучить пациента, что при появлении незначительных симптомов астмы, ухудшении переносимости физической нагрузки, возникновение ночных  симптомов, пациент должен 

1.        убрать провоцирующий фактор или уменьшить его действие

2.        срочно вызвать «Скорую помощь»

3.        принять бронхолитик, назначенный врачом

4.        принять все лекарства назначенные врачом вне плана

5.        посоветоваться с врачом.

Выберите все правильные ответы

19. Медсестра должна обучить пациента, что при усиление симптомов астмы  как днем, так и ночью, одышке при небольшой физической нагрузке, пациент должен

1.        срочно проконсультироваться с врачом

2.        принять дополнительно все лекарственный средства

3.        2х кратно принять бронхолитик, назначенный врачом

4.        находится под медицинским наблюдением

5.        не отказываться от госпитализации

20. Установите правильную последовательность оказания первой помощи при остром приступе бронхиальной астмы

1.        По возможности установите причину (триггер) приступа и удалите ее

2.        Предложите пациенту принять удобную позу, снять или расстегнуть затрудняющую дыхание одежду

3.        Обеспечьте доступ свежего воздуха

4.        Помогите пациенту сделать ингаляцию бронхолитика

5.        Дайте теплое обильное питье маленькими частыми глотками

6.        Помогите пациенту выполнить несколько дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание), если он был обучен им ранее

7.        Напомните пациенту о необходимости расслабиться, если он был обучен специальным методикам релаксации ранее

Выберите все правильные ответы

21. Для уменьшения воздействия клещей домашней пыли медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия в отношении штор и ковров

1.        сменить шторы на жалюзи

2.        заменить тяжелые плотные шторы на легко стирающиеся

3.        чаще стирать шторы и занавеси в горячей воде

4.        чистить тяжелые портьеры пылесосом или специальной щеткой еженедельно

5.        ковры и ковровые покрытия убрать

Выберите все правильные ответы

22. Медсестра посоветует Надежде Николаевне при поведении уборки соблюдать следующие правила.

1.        проводить влажную уборку ежедневно вечером

2.        проводить влажную уборку ежедневно утром

3.        использовать современных пылесосы, оборудованные специальным фильтром

4.        использовать освежающие аэрозоли для воздуха

5.        провести химическую обработку (акаросан и др.)

Выберите все правильные ответы

23. Для уменьшения воздействия шерсти домашних животных медсестра посоветует Надежде Николаевне провести следующие мероприятия 

1.        удалить животное из комнаты, если невозможно его отдать

2.        содержать подстилку в чистоте

3.        регулярно  проводить уборку

4.        использовать дезодорирующие вещества для подстилки

5.        еженедельно мыть животное

24. Определите нарушенные потребности Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма

1____________________________________

2____________________________________

3____________________________________

4____________________________________

5____________________________________

6____________________________________

25. Определите основные проблемы Надежды Николаевны связанные с её заболеванием бронхиальная астма. Составьте план сестринских вмешательств

Выявленные основные проблемы

План сестринских вмешательств

Задачи по бронхиальной астме у детей с ответами

5.  Определите тактику лечения, показания для госпитализации

6.  Назначить комплексное лечение: медикаментозное, диетотерапия, ЛФК, фитотерапия.

Задача № 5

Больной 38 лет, водитель дальних перевозок, обратился в поликлинику с жалобами на слабость, головокружение, потливость, кашель с отделением гнойной мокроты, одышку при ходьбе.

В течение 4 лет отмечает кашель и его усиление в осенне-зимний период с отделение слизисто-гнойной мокроты, субфебрилитет. В анамнезе частые обострения бронхита, получал стационарное лечение 2 года назад, выписан с улучшениями. Курит 20 лет, последние 3 месяца пытается бросить курить. Отмечает аллергию к тетрациклину, пенициллину.

При объективном исследовании состояние средней тяжести. Температура 37,40. Питания повышенного, вес 96 кг, рост 172 см. Кожные покровы с цианотичным оттенком, кисти рук теплые. При осмотре грудная клетка бочкообразной формы, межреберные промежутки расширены, ограничение подвижности нижних краев легких. При пальпации голосовое дрожание ослаблено, при перкуссии над легкими – коробочный звук. Выслушивается жесткое дыхание с удлиненным выдохом, рассеянные сухие свистящие хрипы. Границы сердца расширены вправо. Тоны сердца ритмичные, приглушены, акцент II тона над легочной артерией. Пульс 94 в минуту, АД 150/90 мм рт. ст. Язык обложен у корня налетом, живот мягкий, умеренная болезненность в правом подреберье, печень выступает на 2 см ниже реберной дуги.

Показатели функции внешнего дыхания: мощность выдоха 2,6 л/сек, мощность вдоха 3,1 л/сек, ОФВ1- 62% от должных величин, ЖЕЛ – 72 % от должных величин, МВЛ-58 % от должных величин. ОАК: лейкоциты – 10х109/л, Нв — 120 г/л, СОЭ — 18 ммчас.

1.  Сформулируйте клинико-функциональный диагноз.

2.  Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза и степени функциональных нарушений.

3.  Проведите экспертизу трудоспособности, сроки временной нетрудоспособности.

4.  Назначить комплексное лечение: медикаментозное, немедикаментозное, санаторно-курортное лечение.

5.  Определить группу диспансерного наблюдения и план лечебно-профилактических мероприятий.

Задача № 6

Больной 20 лет, студент, предъявляет жалобы на периодические приступы экспираторного удушья с кашлем и ощущением хрипов и свиста в груди. Болен 2 года. Приступы возникают чаще ночью и приходят спонтанно через час с исчезновением всех симптомов. Лекарства не принимал. В весеннее время с детства страдает аллергическим ринитом. Курит по 1,5 пачки в день. У матери бронхиальная астма.

При объективном обследовании состояние удовлетворительное, кожные покровы чистые, обычной влажности. Лимфатические узлы не пальпируются. Достаточного питания: вес 76 кг, рост 181 см. При осмотре грудная клетка цилиндрической формы, межреберные промежутки равномерные. Пальпаторно: голосовое дрожание не изменено. При перкуссии над легкими – легочный звук, подвижность нижних краев легких 3-5 см. Над легкими выслушивается ославленное везикулярное дыхание, хрипов нет. Границы сердца не изменены, тоны сердца ритмичные, ясные, пульс 76 уд/мин, АД 116/70 мм рт. ст. Язык обложен умеренно налетом. Живот мягкий, безболезненный. Симптом поколачивания по поясничной области отрицательный. Стул, мочеиспускание не нарушены.

При рентгенологическом исследовании органов дыхания патологии не обнаружено. В анализе крови лейкоциты — 6,2×109/л, эозонофилов-6%, СОЭ — 16мм/час

1.  Сформулировать диагноз.

2. Какие исследования необходимо провести для уточнения диагноза?

3. Определить трудоспособность.

4. Выбрать тактику ведения пациента.

5. Назначить медикаментозное, немедикаментозное, санаторно-курортное лечение

6. Определить диспансерную группу наблюдения.

7. Составить план комплексных реабилитационных мероприятий.

Задача № 7

Больная 38 лет, библиотекарь, предъявляет жалобы на приступы удушья с затруд­ненным выдохом, кашель с трудноотделяемой мокротой, одышку при физической нагрузке. С детства отмечает аллергию на отдельные продукты питания: апельсины, сухое молоко, шоколад. Последние 5 лет в весеннее время года в период цветения деревьев отмечает за­ложенность носа. Получала противорецидивное лечение у аллерголога. Гормональное лече­ние получала в капельнице при стационарном лечении 2 года назад, выписана с рекомендациями приема преднизолона по 5 мг 2 раза в день с постепенным снижением дозы гормона. Больная прекратила прием преднизолона самостоятельно. После относительного периода благополучия вновь ухудшилось состояние в последние 3 месяца. Вызывала на дом врача скорой помощи по поводу приступа удушья. Для купирования приступа удушья использо­вали инъекцию эуфиллина, в настоящее время больная продолжает ингаляции беротека до 3 раз в сутки.

Объективно: состояние средней тяжести. Питания достаточного. Температура тела 37,6°.Грудная клетка бочкообразной формы. Частота дыхания — 20 в минуту. Над легкими перкуторно коробочный звук. Выслушивается жесткое дыхание с удлиненным выдохом, над всей поверхностью легких сухие дискантовые хрипы. Тоны сердца приглушены, ритмичные, акцент второго тона над легочной артерией. Пульс — 90 в минуту. АД 140/90 мм. рт. ст. Язык влажный, у корня обложен налетом, живот мягкий, безболезненный. Поколачивание по по­ясничной области болезненности не вызывает. Стул, диурез не нарушены.

На обзорной рентгенограмме: повышенная прозрачность легочных полей, корни рас­ширены, тяжистые с неровными контурами. Уплощение купола диафрагмы справа.

1.  Сформулировать клинико-функциональный диагноз.

2. Назначить необходимые исследования для подтверждения диагноза и установления сте­пени функциональных нарушений.

3. Определить трудоспособность, показания для госпитализации

4. Назначить медикаментозное, немедикаментозное, санаторно-курортное лечение.

5. Определить лечебную тактику.

6. Определить группу диспансерного наблюдения, составить план противорецидивного профилактического лечения.

Задача № 8

Больной 52 лет, грузчик, предъявляет жалобы па одышку в покое, кашель с выделением значительного количества гнойной мокроты, слабость, утомляемость. Много лет курит и кашляет с периодическими обострениями в связи с простудой. Последние 3 года отмечаeт постепенно усиливающуюся одышку, около 2 месяцев тому назад появились отеки на голенях.

Часто употребляет алкоголь.

Объективно: пониженного питания. Цианоз губ, акроцианоз, кисти теплые. На коже туловища и передней поверхности живота выраженная сеть подкожных вен. Грудная клетка бочкообразной формы, малоподвижна, при перкуссии звук с коробочным оттенком, легких опущены на 1 ребро. Дыхание жесткое, с удлиненным выдохом, сухие хрипы при вы­дохе. Шейные вены в лежачем положении больного набухают. Имеется пульсация в эпигастральной области. Пульс 110 и минуту, слабого наполнения и напряжения. АД 110/70 мм рт. ст. Тоны сердца приглушены, акцент II тона над легочной артерией. Печень на 3 см ниже реберной дуги, край плотный, малоболезненный. Отечность голеней. Отмечает запоры. кал с кровью, частое мочеиспускание.

1. Поставьте развернутый клинико-функциональный диагноз.

2. Какие исследования необходимы при подтверждении диагноза?

3. Тактика ведения больного. Определите, показания для госпитализации.

4. Провести экспертизу трудоспособности.

5.Определите показания для направления больного па МСЭК.

Задача № 9

Больная, 46 лет, страдает 15 лет БА, принимает преднизолон 10 мг, в течение последних 5 лет приступы учащаются, усиливаются при простудных заболеваниях. Неделю назад на фоне ОРВИ с явлениями ларинготрахеита, появились приступы удушья, купировала беротеком. Со вчерашнего дня одышка усилилась, воспользовалась ингалятором бо­лее 3 раз. Объективно: состояние тяжелое. ЧД 28 в минуту. Диффузный теплый цианоз. Положение вынужденное. Дыхание громкое, со свистом. Набухание шейных вен на выдохе. Грудная клетка в инспираторном по­ложении, участвуют вспомогательные дыхательные мышцы. Нижние гра­ницы легких: по средней подмышечной линии — IX ребро, по лопаточной — XI. Перкуторно — коробочный звук. При аускультации — резко удлинен вы­дох, выслушивается незначительное количество незвучных сухих хрипов. Тоны сердца приглушены, акцент П тона над легочной артерией. Живот безболезненный, печень выступает на 2 см ниже реберной дуги. Пастозность голеней.

1. Поставьте развернутый клинико-функциональный диагноз.

2. Какие исследования необходимы для подтверждения диагноза?

3. Тактика ведения больного. Определите, показания для госпитализации.

4. Провести экспертизу трудоспособности.

5.Определите показания для направления больного на МСЭК.

6. Поставьте развернутый клинико-функциональный диагноз.

7. Какие исследования необходимы для подтверждения диагноза?

Место проведения самоподготовки: читальный зал, тематическая учебная комната для СРС, палаты больных ДС, кабинет терапевта, кабинеты функциональной диагностики, ИРТ, фитотерапия, ЛФК

Учебно-исследовательская работа студентов

1.  Скрининговые методы выявления факторов риска бронхиальной астмы.

2.  Основные положения международного консенсуса по БА

3.  Критерии временной и стойкой утраты трудоспособности.

4.  Принципы первичной, вторичной профилактики БА

5.  Современные принципы ведения больных бронхиальной астмой.

6.  Немедикаментозные методы реабилитации при бронхиальной астме.

7.  Санаторно-курортное лечение больных БА.

8.  Организация работы астма-школы в поликлинике.

Ответы к ситуационным задачам

Ответы к задаче № 1

1.  Бронхиальная астма, эндогенная (инфекционно-зависимая) форма, средней тяжести (Ш ступень), стадия обострения. Приступ удушья. Осл.: ДН II ст.

2.  Бронхолитики (метилксантины, симпатомиметики)

3.  Противовоспалительная базисная терапия стабилизаторами мембран тучных клеток (тайлед, интал). При неэффективности – ингаляционные глюкокортикоиды. Неспецифическая гипосенсибилизация под наблюдением аллерголога.

4.  Спирография, анализ крови на выявление специфических IgE, консультации аллерголога.

5.  Нарушение функции внешнего дыхания по обструктивному типу (снижение показателей пробы Вотчала-Тиффно, уменьшение пиковой скорости выдоха при пикфлоуметрии).

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5

Астма (бронхиальная астма) - классификация, диагностика и лечение

ПРОДОЛЖИТЬ УЧИТЬСЯ НАЧАТЬ СЕЙЧАС ПРОДОЛЖИТЬ УЧИТЬСЯ НАЧАТЬ СЕЙЧАС
  • COVID-19
    • Ресурсы по COVID-19
    • Концептуальная карта COVID-19
    • COVID-19 Осложнения
    • Видеокурс по COVID-19
    • Интерактивные досье по COVID-19
.

Астма - знания для студентов-медиков и врачей

Астма - хроническое воспалительное заболевание дыхательной системы, характеризующееся гиперреактивностью бронхов, эпизодическими обострениями (приступами астмы) и обратимой обструкцией дыхательных путей. Аллергическая (внешняя) астма обычно развивается в детстве и вызывается такими аллергенами, как пыльца, пылевые клещи и определенные продукты. Неаллергическая (экологическая или внутренняя) астма обычно развивается у пациентов старше сорока лет и может иметь различные триггеры, такие как холодный воздух, лекарства (например.g., аспирин), упражнения и вирусная инфекция. Кардинальными симптомами астмы являются перемежающаяся одышка, кашель и пронзительное хрипы на выдохе. Симптомы проходят в ответ на противоастматические препараты или исчезают спонтанно после удаления спускового механизма. Подтверждение диагноза включает функциональные пробы легких, тесты на аллергию и рентген грудной клетки. Лечение первой линии состоит из ингаляционных бронходилататоров (например, бета-2-агонистов короткого действия) при обострениях и ингаляционных кортикостероидов (например,g., будесонид) для длительного контроля астмы. Пациентов следует обучать правильному использованию ингаляторов для самолечения и измерения пикового потока выдоха (ПСВ) для самостоятельного мониторинга прогрессирования и тяжести заболевания. Тяжелое обострение астмы может быть опасным для жизни и может потребовать неотложной помощи и / или госпитализации.

.

Астма, бронхит или астматический бронхит?

Это особенно беспокоит, когда у людей, уже страдающих астмой, развивается острый бронхит, - объясняет Ричард Кастриотта, доктор медицинских наук, профессор медицины и заместитель директора отделения легочной терапии, интенсивной терапии и медицины сна в Медицинской школе Макговерна при Техасском университете в Хьюстоне. . «Это значительно усугубляет их астму».

В этих случаях врачи могут назвать бронхит «астматическим бронхитом», хотя это не клинический термин, добавляет Шамие, а другие врачи используют «астматический бронхит», когда острый бронхит может вызвать симптомы астмы, такие как свистящее дыхание.

Людей с астмой, страдающих бронхитом, часто лечат ингаляторами, расширяющими бронхи (для облегчения дыхания), а также безрецептурными обезболивающими и лекарствами от простуды от других симптомов простуды верхних дыхательных путей, аналогичными лечению острой - бронхит у людей, не страдающих астмой, - говорит Шамийе. «Пациентам с астмой, которые заболели бронхитом, также могут быть прописаны ингаляционные или пероральные стероиды в индивидуальном порядке».

Кроме того, в некоторых тяжелых случаях острый бронхит может вызвать астму.Доктор Кастриотта объясняет, что причиной острого бронхита является вирусная или бактериальная инфекция. У большинства людей бронхит проходит, когда инфекция проходит, но в противном случае вирусная инфекция и острый бронхит могут превратиться в астму. «Это один из способов развития астмы у взрослых», - объясняет он. Инфекция по сути вызывает изменения в дыхательных путях, которые вызывают симптомы астмы.

.

Симптомы, причины, лечение, астма у детей и многое другое

Астма - это воспалительное заболевание дыхательных путей к легким. Это затрудняет дыхание и может сделать некоторые физические нагрузки сложными или даже невозможными.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), около 25 миллионов американцев страдают астмой.

Это наиболее распространенное хроническое заболевание среди американских детей: 1 ребенок из 12 страдает астмой.

Чтобы понять астму, необходимо немного понять, что происходит, когда вы дышите.

Обычно при каждом вдохе воздух проходит через нос или рот, попадает в горло и в дыхательные пути, а затем попадает в легкие.

В легких есть множество небольших воздушных проходов, которые помогают доставлять кислород из воздуха в кровоток.

Симптомы астмы возникают при набухании слизистой оболочки дыхательных путей и напряжении окружающих их мышц. Затем слизь заполняет дыхательные пути, еще больше уменьшая количество проходящего воздуха.

Эти состояния могут затем вызвать приступ астмы, то есть кашель и стеснение в груди, типичные для астмы.

Наиболее частым признаком астмы является хрип, визг или свист, издаваемый при дыхании.

Другие симптомы астмы могут включать:

  • кашель, особенно ночью, при смехе или во время физических упражнений
  • стеснение в груди
  • одышка
  • затруднения при разговоре
  • беспокойство или паника
  • усталость

Тип астмы, который у вас есть, может определить, какие симптомы вы испытываете.

Не каждый страдающий астмой будет испытывать эти симптомы. Если вы считаете, что испытываемые вами симптомы могут быть признаком такого состояния, как астма, запишитесь на прием к врачу.

Первым признаком того, что у вас астма, может быть не настоящий приступ астмы.

Есть много разных типов астмы. Самый распространенный тип - бронхиальная астма, поражающая бронхи в легких.

Дополнительные формы астмы включают астму у детей и астму у взрослых.При астме у взрослых симптомы не проявляются по крайней мере до 20 лет.

Другие специфические типы астмы описаны ниже.

Аллергическая астма (внешняя астма)

Аллергены вызывают этот распространенный тип астмы. К ним могут относиться:

  • перхоть домашних животных от таких животных, как кошки и собаки
  • корма
  • плесень
  • пыльца
  • пыль

Аллергическая астма часто носит сезонный характер, поскольку часто сопровождается сезонной аллергией.

Неаллергическая астма (внутренняя астма)

Раздражители в воздухе, не связанные с аллергией, вызывают этот тип астмы. К таким раздражителям могут относиться:

  • горящая древесина
  • сигаретный дым
  • холодный воздух
  • загрязнение воздуха
  • вирусные заболевания
  • освежители воздуха
  • бытовые чистящие средства
  • духи

профессиональная астма

профессиональная астма является разновидностью астмы, вызванной триггерами на рабочем месте.К ним относятся:

  • пыль
  • красители
  • газы и пары
  • промышленные химикаты
  • животные белки
  • каучук латекс

Эти раздражители могут присутствовать в самых разных отраслях промышленности, включая:

  • сельское хозяйство
  • текстиль
  • деревообработка
  • производство

Бронхоспазм, вызванный физической нагрузкой (EIB)

Бронхоспазм, вызванный физической нагрузкой (EIB), обычно поражает людей в течение нескольких минут после начала тренировки и до 10–15 минут после физической активности.

Это состояние ранее было известно как астма, вызванная физической нагрузкой (EIA).

До 90 процентов людей с астмой также страдают от EIB, но не у всех с EIB будут другие типы астмы.

Аспирин-индуцированная астма

Аспирин-индуцированная астма (AIA), также называемая респираторным заболеванием, обостренным аспирином (AERD), обычно протекает тяжело.

Это вызвано приемом аспирина или другого НПВП (нестероидного противовоспалительного препарата), такого как напроксен (Алив) или ибупрофен (Адвил).

Симптомы могут проявиться в течение нескольких минут или часов. У этих пациентов также обычно есть носовые полипы.

Около 9 процентов людей, страдающих астмой, страдают АИА. Обычно она внезапно развивается у взрослых в возрасте от 20 до 50 лет.

Ночная астма

Симптомы этого типа астмы ухудшаются ночью.

Триггеры, которые, как считается, вызывают симптомы ночью, включают:

  • изжога
  • перхоть домашних животных
  • пылевые клещи

Естественный цикл сна организма также может вызвать ночную астму.

Кашлевой вариант астмы (CVA)

Кашлевой вариант астмы (CVA) не имеет классических астматических симптомов, таких как хрипы и одышка. Для него характерен постоянный сухой кашель.

Если не лечить, CVA может привести к полномасштабным обострениям астмы, которые включают другие более распространенные симптомы.

Не существует единого теста или экзамена, который определил бы, есть ли у вас или вашего ребенка астма. Вместо этого ваш врач будет использовать множество критериев, чтобы определить, являются ли симптомы результатом астмы.

Следующие данные могут помочь в диагностике астмы:

  • История болезни. Если у вас есть члены семьи с нарушением дыхания, ваш риск выше. Сообщите своему врачу об этой генетической связи.
  • Физический осмотр. Ваш врач будет прослушивать ваше дыхание с помощью стетоскопа. Вам также могут назначить кожную пробу для выявления признаков аллергической реакции, например крапивницы или экземы. Аллергия увеличивает риск астмы.
  • Дыхательные пробы. Тесты функции легких (PFT) измеряют поток воздуха в легкие и из них. Для наиболее распространенного теста, спирометрии, вы подуете устройство, измеряющее скорость воздуха.

Врачи обычно не проводят тесты на дыхание у детей младше 5 лет, потому что получить точные показания сложно.

Вместо этого они могут прописать вашему ребенку лекарства от астмы и дождаться улучшения симптомов. Если они это сделают, у вашего ребенка, скорее всего, астма.

Взрослым врач может назначить бронходилататор или другое лекарство от астмы, если результаты анализов указывают на астму.

Если после приема этого лекарства симптомы улучшатся, ваш врач продолжит рассматривать ваше состояние как астму.

Чтобы помочь диагностировать и лечить астму, Национальная программа обучения и профилактики астмы (NAEPP) классифицирует состояние на основе его тяжести до лечения.

Классификация астмы:

  • Прерывистая. У большинства людей этот тип астмы не мешает повседневной деятельности. Симптомы легкие, длятся менее двух дней в неделю или двух ночей в месяц.
  • Легкое стойкое. Симптомы возникают чаще двух раз в неделю, но не ежедневно, и до четырех ночей в месяц.
  • Умеренно стойкий. Симптомы возникают ежедневно и, по крайней мере, один раз каждую ночь, но не каждую ночь. Они могут ограничивать некоторые повседневные занятия.
  • Сильно стойкий . Симптомы возникают несколько раз каждый день и чаще всего по ночам. Ежедневные занятия крайне ограничены.

Ни одной причины астмы не выявлено.Вместо этого исследователи считают, что нарушение дыхания вызвано множеством факторов. Эти факторы включают:

  • Генетика. Если у одного из родителей или брата или сестры астма, у вас больше шансов ее развить.
  • Анамнез вирусных инфекций. У людей, перенесших в детстве тяжелые вирусные инфекции (например, RSV), вероятность развития этого состояния выше.
  • Гигиеническая гипотеза. Эта теория объясняет, что когда младенцы не подвергаются воздействию достаточного количества бактерий в первые месяцы и годы их жизни, их иммунная система не становится достаточно сильной, чтобы бороться с астмой и другими аллергическими состояниями.

Лечения астмы делятся на три основные категории:

  • дыхательные упражнения
  • лечения быстрого действия
  • лекарства для длительного лечения астмы

Ваш врач порекомендует одно лечение или комбинацию процедур на основе: тип астмы

  • ваш возраст
  • ваши триггеры
  • Дыхательные упражнения

    Эти упражнения помогут вам получить больше воздуха в легких и из них.Со временем это может помочь увеличить объем легких и уменьшить тяжелые симптомы астмы.

    Ваш врач или терапевт может помочь вам изучить эти дыхательные упражнения при астме.

    Быстрое лечение астмы

    Эти лекарства следует использовать только в случае симптомов астмы или приступа. Они обеспечивают быстрое облегчение и помогают снова дышать.

    Бронходилататоры

    Бронходилататоры работают в течение нескольких минут, чтобы расслабить напряженные мышцы вокруг ваших радиоволн.Их можно принимать как ингалятор (спасательный) или небулайзер.

    Первая помощь для лечения астмы

    Если вы думаете, что у кого-то из ваших знакомых приступ астмы, попросите их сесть и помогите им использовать их ингалятор или небулайзер. От двух до шести вдохов лекарства облегчить симптомы.

    Если симптомы сохраняются более 20 минут и второй прием лекарств не помогает, обратитесь за неотложной медицинской помощью.

    Если вам часто необходимо принимать лекарства быстрого действия, вам следует спросить своего врача о другом типе лекарств для длительного контроля астмы.

    Лекарства для длительного лечения астмы

    Эти лекарства, принимаемые ежедневно, помогают уменьшить количество и тяжесть симптомов астмы, но не устраняют непосредственные симптомы приступа.

    Лекарства для длительного контроля астмы включают следующее:

    • Противовоспалительные средства. При приеме с ингалятором кортикостероиды и другие противовоспалительные препараты помогают уменьшить отек и выработку слизи в радиоволнах, облегчая дыхание.
    • Антихолинергические средства. Они помогают остановить напряжение мышц вокруг радиоволн. Обычно их принимают ежедневно в сочетании с противовоспалительными средствами.
    • Бронходилататоры длительного действия. Их следует использовать только в сочетании с противовоспалительными лекарствами от астмы.
    • Биотерапевтические препараты. Эти новые препараты для инъекций могут помочь людям с тяжелой формой астмы.

    Бронхиальная термопластика

    При этой процедуре используется электрод для нагрева воздушных волн внутри легких, помогая уменьшить размер мышцы и предотвратить ее сжатие.

    Бронхиальная термопластика предназначена для людей с тяжелой формой астмы. Он не так широко доступен.

    Когда симптомы астмы ухудшаются, это называется обострением или приступом астмы.

    Дышать становится все труднее, потому что дыхательные пути опухшие, а бронхи сужены.

    Симптомы обострения могут включать:

    • гипервентиляцию
    • кашель
    • свистящее дыхание
    • одышку
    • учащение пульса
    • возбуждение

    Хотя обострение может быстро закончиться без лекарств, вам следует обратиться к врачу потому что это может быть опасно для жизни.

    Чем дольше длится обострение, тем сильнее оно может повлиять на вашу способность дышать. Вот почему обострения часто требуют обращения в реанимацию.

    Обострения можно предотвратить, принимая лекарства, которые помогают контролировать симптомы астмы.

    Хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ) и астму часто принимают друг за друга.

    Они вызывают похожие симптомы, включая хрипы, кашель и затрудненное дыхание. Однако эти два условия совершенно разные.

    ХОБЛ - это общий термин, используемый для обозначения группы прогрессирующих респираторных заболеваний, включающих хронический бронхит и эмфизему.

    Эти заболевания вызывают снижение воздушного потока из-за воспаления дыхательных путей. Со временем условия могут ухудшиться.

    Астма может возникнуть в любом возрасте, при этом большинство диагнозов ставится в детстве. Большинству людей с ХОБЛ на момент постановки диагноза было не менее 45 лет.

    Более 40 процентов людей с ХОБЛ также страдают астмой, и риск наличия обоих состояний увеличивается с возрастом.

    Неясно, что вызывает астму, кроме генетической, но приступы астмы часто являются результатом воздействия факторов, таких как физическая активность или запахи. Эти триггеры могут усугубить проблемы с дыханием.

    Самая частая причина ХОБЛ - курение. Фактически, курение является причиной 9 из 10 смертей, связанных с ХОБЛ.

    Целью лечения астмы и ХОБЛ является уменьшение симптомов, чтобы вы могли вести активный образ жизни.

    Определенные условия и окружающая среда также могут вызывать симптомы астмы.Список возможных причин и триггеров обширен. Триггеры включают:

    • Болезнь. Респираторные заболевания, такие как вирусы, пневмония и грипп, могут вызывать приступы астмы.
    • Упражнение. Повышенное движение может затруднить дыхание.
    • Раздражители в воздухе. Люди, страдающие астмой, могут быть чувствительны к раздражителям, таким как пары химических веществ, резкие запахи и дым.
    • Аллергены. Перхоть животных, пылевые клещи и пыльца - это лишь несколько примеров аллергенов, которые могут вызывать симптомы.
    • Экстремальные погодные условия. Такие условия, как очень высокая влажность или низкие температуры, могут вызвать астму.
    • Эмоции. Крик, смех и плач могут вызвать приступ.

    Поскольку исследователи еще не установили точную причину астмы, сложно узнать, как предотвратить воспалительное заболевание.

    Однако известно больше информации о предотвращении приступов астмы. Эти стратегии включают:

    • Избегание триггеров. Держитесь подальше от химикатов, запахов или продуктов, которые в прошлом вызывали проблемы с дыханием.
    • Снижение воздействия аллергенов. Если вы обнаружили аллергены, вызывающие приступ астмы, такие как пыль или плесень, старайтесь избегать их, насколько это возможно.
    • Получение уколов от аллергии. Иммунотерапия аллергенами - это вид лечения, который может помочь изменить вашу иммунную систему. При обычных уколах ваше тело может стать менее чувствительным к любым триггерам, с которыми вы сталкиваетесь.
    • Принятие профилактических препаратов. Ваш врач может прописать вам лекарства, которые нужно принимать ежедневно. Это лекарство можно использовать в дополнение к тому, которое вы принимаете в экстренных случаях.

    Ваш врач может помочь вам составить план действий при астме, чтобы вы знали, какие методы лечения использовать и когда.

    Помимо приема поддерживающих лекарств, вы можете каждый день принимать меры, чтобы поправить здоровье и снизить риск приступов астмы. К ним относятся:

    • Более здоровая диета. Здоровое и сбалансированное питание может помочь улучшить ваше общее состояние здоровья.
    • Поддержание здорового веса. Астма обычно хуже у людей с избыточным весом и ожирением. Похудение полезно для сердца, суставов и легких.
    • Бросить курить. Раздражители, такие как сигаретный дым, могут вызвать астму и повысить риск развития ХОБЛ.
    • Регулярно занимается спортом. Физическая активность может спровоцировать приступ астмы, но регулярные упражнения действительно могут помочь снизить риск проблем с дыханием.
    • Управление стрессом. Стресс может вызвать симптомы астмы. Стресс также может затруднить купирование приступа астмы.

    Продукты, богатые питательными веществами, жизненно важны для облегчения симптомов, но пищевая аллергия может вызвать симптомы астмы.

    В настоящее время лекарства от астмы не существует. Однако существует множество эффективных методов лечения, которые могут уменьшить симптомы астмы. Изменение образа жизни и лекарства также могут помочь улучшить качество вашей жизни.

    Если у вас не диагностирована астма, но вы испытываете такие симптомы, как свистящее дыхание, кашель или одышка, сообщите об этом своему врачу.

    Если у вас диагностирована астма, вам следует посещать врача не реже одного раза в год или чаще, если у вас сохраняются симптомы после лечения.

    Немедленно позвоните своему врачу, если вы:

    • чувствуете слабость
    • не можете заниматься повседневными делами
    • хрипы или кашель, которые не проходят

    Важно узнать о своем состоянии и его симптомах. Чем больше вы знаете, тем более активно вы можете улучшить работу легких и улучшить самочувствие.

    Поговорите со своим врачом о:

    • вашем типе астмы
    • что вызывает ваши симптомы
    • какие ежедневные методы лечения лучше всего для вас
    • ваш план лечения приступа астмы
    .

    Смотрите также