Самопомощь при бронхиальной астме


Памятка больному бронхиальной астмой

Пульмонологическое отделение,

Врач пульмонолог Маркина Н.Е.

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание с преимущественным поражением бронхов, которое проявляется приступами удушья, одышкой (в большинстве случаев с затруднением выдоха) и кашлем. Бронхиальная астма – очень распространенное заболевание, которым страдают примерно 300 миллионов человек в мире.

В основе заболевание лежит утолщение, отек и спазм стенок бронхов, а также чрезмерная секреция вязкого бронхиального секрета, который затрудняет прохождение воздуха по дыхательным путям. Во время приступа бронхиальной астмы в легкие поступает меньше воздуха, его прохождение затрудняется во время выдоха, что приводит к приступу удушья.

Бронхиальная астма является хроническим заболеванием, течение которого можно контролировать. Лечение бронхиальной астмы должно быть непрерывным, не следует отменять его самостоятельно, даже если Ваше самочувствие удовлетворительное! Помните, что у Вас не возникнет зависимости от препаратов даже в случае их приема на протяжение многих лет!

При условии правильного лечения бронхиальной астмы:

  1. Нет необходимости в регулярном применении препаратов, которые расширяют бронхи (сальбутамол, венталин, атровент, беротек, беродуал и др.), то есть течение заболевания можно контролировать.
  2. Нет необходимости в госпитализации.
  3. Нет ограничений физической активности – пациент ведет полноценную жизнь, даже может заниматься спортом, женщины с бронхиальной астмой могут рожать.

При неправильном лечении бронхиальной астмы:

  1. Периодически возникает потребность в применении бронходилататоров во время возникновения приступов бронхиальной астмы, причем эта потребность постоянно возрастает.
  2. Есть ограничения физической активности (в тяжелых случаях назначают группу инвалидности).

Точные причины возникновения бронхиальной астмы не установлены, однако существует целый перечень факторов, которые могут вызывать бронхоспазм. Пациенты с предрасположенностью к бронхиальной астме должны знать, какие факторы могут вызвать бронхоспазм. Среди них могут быть:

  1. Шерсть животных, перья птиц. Не держите дома домашних животных и птиц.
  2. Сигаретный дым. Не курите и не позволяйте курить в Вашем присутствии.
  3. Сильные и резкие запахи. Не пользуйтесь гигиеническими средствами, которые имеют выраженный парфюмерный запах.
  4. Профессиональные факторы, например контакт с аэрозолями, химическими веществами, лаками и красками.
  5. Домашняя пыль. В Вашем помещении не должно быть ковров. Поскольку пыль накапливается в одеялах и простынях, их нужно часто стирать в очень горячей воде. Целесообразно на подушки и матрацы специальные пыленепроницаемые чехлы. Во время уборки следует пользоваться марлевой маской.
  6. Некоторые лекарственные средства, например ацетилсалициловая кислота, бета-адреноблокаторы.
  7. Некоторые продукты и пищевые добавки: натрия глутамат, консерванты, морепродукты, орехи.
  8. Инфекционные заболевания, особенно острые респираторные вирусные инфекции. Ежегодная вакцинация против гриппа - только после консультации со своим лечащим врачом.
  9. Тяжелые физические нагрузки, особенно в холодную погоду.
  10. Эмоциональная перегрузка.

Чаще всего для лечения бронхиальной астмы назначают аэрозольные и порошковые ингаляторы. Больным бронхиальной астмой назначают две группы ингаляторов:

  1. Профилактические препараты для ежедневного применения с целью предупреждения приступов бронхиальной астмы: ингаляционные глюкокортикостероиды (флутиказон, будесонид, бекламетазон), кромоны (кромогликат и недокромил). Эти лекарственные средства действуют на основные патогенетические механизмы бронхиальной астмы – воспаление и повышенную чувствительность дыхательных путей. Если Вы по назначению врача пользуетесь гормональным ингалятором, после ингаляции следует обязательно прополоскать ротовую полость и горло водой или слабым раствором соды. Это предупреждает развитие грибковой инфекции: стоматита, ангины. Не используйте препараты этой группы для купирования приступа бронхиальной астмы!
  2. Препараты, которые расширяют бронхи (сальбутамол, фенотерол, салметерол, формотерол, ипратропия бромид, тиотропия бромид). Большинство из них начинают действовать через 1-2 минуты, поэтому их можно применять для прекращения приступа бронхиальной астмы.

Помните, что для эффективного использования ингалятора следует придерживаться следующих правил:

  1. Снимите колпачок ингалятора и на протяжении 2-3 секунд энергично встряхивайте ингалятор. Во время ингаляции дно баллончика должно быть направлено к верху.
  2. Встаньте. Немного наклоните голову назад. Откройте рот.
  3. Медленно сделайте глубокий вдох.
  4. Обхватите мундштук губами. Начинайте вдыхать одновременно с резким нажимом на верхнюю часть ингалятора. Продолжайте вдох на протяжении 5-7 секунд.
  5. Закройте рот, задержите дыхание на 10 секунд. После этого осторожно выдохните воздух через нос. При необходимости в еще одной ингаляции сделайте ее через 1 минуту.
  6. При возможности пользуйтесь спейсером. Это специальный резервуар, который облегчает использование ингалятора (аэрозоль сначала подается в спейсер, а потом вдыхается через мундштук или лицевую маску).

Для лучшего контроля течения бронхиальной астмы пользуйтесь пикфлоуметром и ведите специальный дневник для записи показателей пикфлоуметрии. Пикфлоуметр – это специальный прибор, который позволяет измерять скорость воздушного потока во время выдоха. Пикфлоуметрия позволяет подобрать индивидуальную схему лечения, контролировать Ваше состояние и эффективность лечения. Обязательно покажите Вашему врачу результаты пикфлоуметрии во время планового визита или в случае госпитализации.

Для правильного использования пикфлоуметра следует придерживаться следующей последовательности:

  1. Установите указатель устройства до конца вниз (на нулевую отметку).
  2. Встаньте. Сделайте глубокий вдох открытым ртом. Держите пикфлоуметр в одной руке, не размещайте пальцы на цифровой шкале.
  3. Обхватите мундштук губами, выдохните как можно сильнее и быстрее. Во время выдоха показатель поднимется вверх и остановиться.
  4. Запишите число, возле которого остановился указатель, на специальном графике. Установите показатель пикфлоуметра на нулевой отметке и повторите измерение еще два раза. Отметьте наилучший из трех показателей. Повторяйте процедуру не менее двух раз в день – утром и вечером.

Самопомощь в случае приступа бронхиальной астмы:

  1. Прекратите физические нагрузки, сядьте.
  2. При возможности прекратите контакт с фактором, который спровоцировал приступ, откройте окно для обеспечения доступа свежего воздуха.
  3. Воспользуйтесь ингалятором с препаратом, который расширяет бронхи. Максимальное количество ингаляций и возможность самостоятельно принимать преднизолон в таблетках во время приступа целесообразно обсудить с врачом.
  4. Оставайтесь в покое на протяжении 1 часа.

Немедленно обратитесь за медицинской помощью в случае:

  1. Сохранения или усиления удушья после двух ингаляций препарата, который расширяет бронхи.
  2. Усиление одышки, кашля и появления чувства скованности в грудной клетке.
  3. Затруднение речи (возможность проговаривать некоторые слова, а не предложения).
  4. Сонливость или спутанное сознание.
  5. Посинение ногтей или губ.
  6. Очень частый пульс (более 100 ударов в минуту).
  7. Втягивание кожи в межреберных промежутках и возле шеи во время вдоха.

Всегда носите с собой ингалятор с препаратом, который расширяет бронхи, и следите за тем, чтобы он был полным!

Астма - знания для студентов-медиков и врачей

Астма - хроническое воспалительное заболевание дыхательной системы, характеризующееся гиперреактивностью бронхов, эпизодическими обострениями (приступами астмы) и обратимой обструкцией дыхательных путей. Аллергическая (внешняя) астма обычно развивается в детстве и вызывается такими аллергенами, как пыльца, пылевые клещи и определенные продукты. Неаллергическая (экологическая или внутренняя) астма обычно развивается у пациентов старше сорока лет и может иметь различные триггеры, такие как холодный воздух, лекарства (например.g., аспирин), упражнения и вирусная инфекция. Основными симптомами астмы являются перемежающаяся одышка, кашель и пронизывающее дыхание на выдохе. Симптомы проходят в ответ на противоастматические препараты или исчезают спонтанно после удаления спускового механизма. Подтверждение диагноза включает функциональные пробы легких, тесты на аллергию и рентген грудной клетки. Лечение первой линии состоит из ингаляционных бронходилататоров (например, бета-2-агонистов короткого действия) при обострениях и ингаляционных кортикостероидов (например,g., будесонид) для длительного контроля астмы. Пациентов следует обучать правильному использованию ингаляторов для самолечения и измерения пикового потока выдоха (ПСВ) для самостоятельного мониторинга прогрессирования и тяжести заболевания. Тяжелое обострение астмы может быть опасным для жизни и может потребовать неотложной помощи и / или госпитализации.

.

Список лекарств от астмы (44 в сравнении)

Singulair Rx B N 52 отзыва 6.3

Общее название: монтелукаст системный

Класс препарата: модификаторы лейкотриенов

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Монография AHFS DI, Назначение информации

монтелукаст Rx B N 154 отзыва 5.3

Общее название: монтелукаст системный

Брендовое название: Singulair

Класс препарата: модификаторы лейкотриенов

Потребителям: дозировка, взаимодействия,

Для профессионалов: Факты о наркотиках от А до Я, Монография AHFS DI, Назначение информации

преднизон Rx C N 58 отзывов 7.2

Общее название: преднизон системный

Брендовое название: Rayos

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия,

Для профессионалов: Факты о наркотиках от А до Я, Монография AHFS DI, Назначение информации

Fasenra Rx N 19 отзывов 6.7

Общее название: бенрализумаб системный

Класс препарата: ингибиторы интерлейкина

Потребителям: дозировка, побочные эффекты

Для профессионалов: Монография AHFS DI, Назначение информации

Nucala Rx N N 39 отзывов 7.1

Общее название: меполизумаб системный

Класс препарата: ингибиторы интерлейкина

Потребителям: дозировка, побочные эффекты

Для профессионалов: Монография AHFS DI, Назначение информации

Trelegy Ellipta Rx N 1 отзыв 6.0

Общее название: флутиказон / умеклидиний / вилантерол системный

Класс препарата: комбинации бронходилататоров

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Назначение информации

Дулера Rx C N 33 отзыва 6.0

Общее название: формотерол / мометазон системный

Класс препарата: комбинации бронходилататоров

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Назначение информации

Атровент Rx B N 5 отзывов 9.0

Общее название: ипратропий системный

Класс препарата: антихолинергические бронходилататоры

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Монография AHFS DI

Брео Эллипта Rx C N 98 отзывов 5.8

Общее название: флутиказон / вилантерол системный

Класс препарата: комбинации бронходилататоров

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Назначение информации

ипратропий Rx B N 9 отзывов 7.3

Общее название: ипратропий системный

Бренды: Атровент, Атровент HFA, Раствор для ингаляции ипратропия, Ипратропий ингаляционный аэрозоль …показать все

Класс препарата: антихолинергические бронходилататоры

Потребителям: дозировка, взаимодействия,

Для профессионалов: Факты о наркотиках от А до Я, Монография AHFS DI, Назначение информации

метилпреднизолон Rx C N 8 отзывов 7.6

Общее название: метилпреднизолон системный

Бренды: МетилПРЕДНИЗолон, доза, Медрол, Медрол Дозепак, Солю-Медрол, Депо-Медрол …показать все

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия,

Для профессионалов: Факты о наркотиках от А до Я, Монография AHFS DI, Назначение информации

Альвеско Rx C N 7 отзывов 6.9

Общее название: циклезонид системный

Класс препарата: ингаляционные кортикостероиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Монография AHFS DI, Назначение информации

Атровент HFA Rx B N Добавить отзыв 0.0

Общее название: ипратропий системный

Класс препарата: антихолинергические бронходилататоры

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Назначение информации

дексаметазон Rx C N 4 отзыва 7.5

Общее название: дексаметазон системный

Бренды: Дексаметазон Интенсол, Де-Сон Л.А., Дксево

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия,

Для профессионалов: Факты о наркотиках от А до Я, Монография AHFS DI, Назначение информации

формотерол / мометазон Rx C N 33 отзыва 6.0

Общее название: формотерол / мометазон системный

Брендовое название: Дулера

Класс препарата: комбинации бронходилататоров

Потребителям: дозировка, взаимодействия,

Для профессионалов: Факты о наркотиках от А до Я

Rayos Rx C N Добавить отзыв 0.0

Общее название: преднизон системный

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Назначение информации

флутиказон / вилантерол Rx C N 98 отзывов 5.8

Общее название: флутиказон / вилантерол системный

Брендовое название: Брео Эллипта

Класс препарата: комбинации бронходилататоров

Потребителям: дозировка, взаимодействия,

Для профессионалов: Факты о наркотиках от А до Я

Ипратропий раствор для ингаляции Rx B N 1 отзыв 10

Общее название: ипратропий системный

Класс препарата: антихолинергические бронходилататоры

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

левальбутерол Rx C N 3 отзыва 9.5

Общее название: левалбутерол системный

Бренды: Xopenex, Xopenex HFA, Xopenex Концентрат

Класс препарата: адренергические бронходилататоры

Потребителям: дозировка, взаимодействия,

Для профессионалов: Факты о наркотиках от А до Я, Назначение информации

МетилПРЕДНИЗолон Дозовый пакет Rx C N 3 отзыва 9.5

Общее название: метилпреднизолон системный

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

триамцинолон Rx C N 5 отзывов 9.4

Общее название: триамцинолон системный

Брендовое название: Кеналог-40

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия,

Для профессионалов: Факты о наркотиках от А до Я, Монография AHFS DI, Назначение информации

Кеналог-40 Rx C N 1 отзыв 8.0

Общее название: триамцинолон системный

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Назначение информации

Медрол Rx C N Добавить отзыв 0.0

Общее название: метилпреднизолон системный

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Для профессионалов: Назначение информации

Дексаметазон Интенсол Rx C N Добавить отзыв 0.0

Общее название: дексаметазон системный

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

Медрол Дозепак Rx C N 2 отзыва 8.5

Общее название: метилпреднизолон системный

Класс препарата: глюкокортикоиды

Потребителям: дозировка, взаимодействия, побочные эффекты

.

Астма - Потенциально эффективные вмешательства при астме - Взрослые - Больничные медицинские клиники / Кабинет врача

Образовательная программа для пациентов с астмой

Ссылка на статью:
Галлефосс Ф., Бакке П.С., Кьерсгаард П. Оценка качества жизни после обучения пациентов в рандомизированном контролируемом исследовании астмы и хронической обструктивной болезни легких. Американский журнал реаниматологии 1999; 159: 812-817.

Gallefoss F, Bakke PS.Как обучение пациентов и самоконтроль среди астматиков и пациентов с хронической обструктивной болезнью легких влияют на прием лекарств? Американский журнал респираторной реанимации, 1999; 160: 2000-2005.

Gallefoss F, Bakke PS. Влияние обучения пациентов и самоконтроля на заболеваемость астматиками и пациентами с хронической обструктивной болезнью легких. Респираторная медицина 2000; 94: 279-287.

Место проведения вмешательства:
Амбулатория в центральной больнице Вест-Агдера, Кристиансанн, Норвегия

Целевая группа:
Взрослые с бронхиальной астмой или хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) в возрасте 18-70 лет, не страдающие другими серьезными заболеваниями (например,грамм. нестабильная ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность, тяжелая артериальная гипертензия, сахарный диабет, почечная или печеночная недостаточность) были включены в исследование. Субъекты с астмой должны были иметь объем форсированного выдоха за одну секунду (ОФВ1), равный или превышающий 80% прогнозируемого значения в стабильной фазе, наряду с положительным тестом на обратимость, задокументированной 20% спонтанной изменчивостью или положительным тестом на метахолин.

Описание программы:
Целью исследования было оценить влияние просвещения пациентов с астмой и ХОБЛ на качество жизни, связанное со здоровьем (HRqol).Группа вмешательства получила буклет с важной информацией о лекарствах от астмы, их соблюдении, самопомощи и плане самоконтроля. Обучение состояло из четырех групповых занятий от пяти до восьми человек в отдельные дни. Первое групповое занятие, проведенное врачом, было посвящено спазмам гладких мышц дыхательных путей, воспалительным компонентам обструкции и предотвращению приступов и факторов обострения; также подчеркивалась опасность курения. Второе групповое занятие, представленное фармацевтом, было посвящено лекарствам от астмы и их применению.Третье групповое занятие, проводимое медсестрой, было сосредоточено на записи максимальной скорости выдоха (PEF) и симптомов в дневнике и поэтапном плане лечения. Четвертое групповое занятие, представленное физиотерапевтом, было посвящено дыханию, упражнениям, положениям отдыха и дыханию. Затем пациенты проводили от одного до двух индивидуальных занятий с медсестрой и от одного до двух индивидуальных занятий с физиотерапевтом.

Дизайн оценки:
Исследование представляло собой рандомизированное контролируемое исследование с последующим наблюдением в течение 1 года.Перед рандомизацией и через 12 месяцев наблюдения проводили спирометрию. HRqoL оценивали с использованием следующих четырех подходов:

  • Степень поражения грудной клетки за последний год;
  • Степень выраженности симптомов астмы в течение дня за последние 2 недели;
  • Степень симптомов астмы в ночное время; и
  • Ограничение активности за последние 2 недели.

Размер выборки:
Всего участвовало 140 пациентов, 78 из которых страдали астмой. Участники были рандомизированы либо в группу вмешательства, либо в контрольную группу.

Показатели результата / результаты:
Показатели конечного результата включали в себя оценки FEV1 и оценки по четырем областям HRqoL. Статистически значимые различия были обнаружены во всех четырех областях астмы. (Результаты ХОБЛ не приводятся в этом резюме.) Из участников группы вмешательства 84% сообщили, что их проблема с грудной клеткой улучшилась по сравнению с 43% участников контрольной группы. Только 19% участников группы вмешательства сообщали о ежедневных или еженедельных симптомах по сравнению с 64% в контрольной группе.Шесть процентов участников группы вмешательства и 41% участников контрольной группы сообщили о ночных или еженедельных ночных симптомах. Через 1 год 13% участников экспериментальной группы сообщили о влиянии на повседневную жизнь по сравнению с 38% в контрольной группе. Ни одна из интервенционных групп не ответила, что их состояние ухудшилось в течение года наблюдения; 4 из 5 отметили, что их состояние улучшилось. В течение 12 месяцев наблюдения средний ОФВ1 увеличился на 112 среди участников, получавших вмешательство, тогда как в контрольной группе он упал на 83.

Наличие протокола / материалов:
Протокол и материалы не доступны для широкого распространения.

Пример:
Нет


Программа самоконтроля астмы

Ссылка на статью:
Лукас Д.О., Циммер Л.О., Пол Дж.Э., Джонс Д., Слатко Г., Ляо В., Лэшли Дж. Результаты двухлетней программы самоконтроля при астме: долгосрочное влияние на услуги здравоохранения, стоимость , функциональное состояние и производительность.Журнал астмы 2001; 38 (4): 321-330.

Место проведения мероприятия:
Мероприятие охватило 16 планов медицинского страхования, клиники и группы работодателей в классе.

Целевая группа:
Лица с диагнозом астма в возрасте 14 лет и старше набирались из различных планов медицинского страхования, клиник и групп работодателей.

Описание программы:
Целью исследования была оценка эффективности Программы самоконтроля астмы (ASMP) как инструмента обучения и изменения поведения.ASMP - это курс из восьми сеансов по 60–90 минут каждый в течение 8 недель с инструкциями по дыхательной системе, предотвращению триггеров, использованию методов мониторинга, использованию измерителя пикового потока и дозированных ингаляторов, использования журнала астмы для мониторинга дыхания и самопознания. - уход и лекарства от астмы. Использованы печатные материалы: «Астма: руководство для пациентов по лечению» и руководство по курсу. Характерной чертой вмешательства было развитие и оценка навыков участников. Эффективности навыков способствовали практические упражнения, позволяющие участникам применять недавно приобретенные навыки.Неоднократное выполнение поведения самоуправления позволило овладеть навыками и повысить уверенность в способности участников принять желаемое поведение.

Дизайн оценки:
Оценка была одногрупповой, до-пост-дизайн, со сравнением ответов на вопросы анкеты до и после участия в программе. Самостоятельные телефонные опросы через 3 и 6 месяцев и опросы, отправленные по почте через 12 и 24 месяца после вмешательства, использовались для оценки контрольного поведения при астме, повседневного функционирования, качества жизни и использования медицинских услуг.

Размер выборки:
Всего в программе приняли участие 213 человек. Только 137 участников посетили 5 или более из 8 еженедельных занятий. Данные были предоставлены 110 людьми на исходном уровне, через 1 год и 2 года и были включены в анализ.

Показатели / результаты:
Показатели конечных результатов включали знания об астме, самоэффективность, функционирование, продуктивность и использование медицинских услуг. Повышение показателей самоэффективности через год было статистически значимым по сравнению с исходными показателями.Статистически значимые улучшения функционирования (например, эмоционального благополучия, повседневной работы, социальной активности и физической активности) наблюдались через 1 и 2 года после завершения программы. Ночное бодрствование из-за астмы за последнюю неделю снизилось с 1,3 до 0,5, количество пропущенных за 12 месяцев работы и учебных дней уменьшилось с 2,9 до 1,5, а количество дней со снижением продуктивности на работе и в школе снизилось с 18,7 до 3,2 через 2 года. . По сравнению с исходным уровнем до 2 лет количество госпитализаций снизилось на 64%, количество посещений отделений неотложной помощи снизилось на 86%, а количество обращений за неотложной медицинской помощью снизилось более чем на 50%.Возврат инвестиций был рассчитан на уровне 254%.

Наличие протокола / материалов:
Протокол и материалы не доступны для широкого распространения.

Пример:
Нет


Образовательная программа по больнице астмы

Ссылка на статью:
Choy DKL, Tong M, Ko F, Li ST, Ho A, Chan J, Leung R, Lai CK. Оценка эффективности больничной образовательной программы по астме у пациентов с низким социально-экономическим статусом в Гонконге.Клиническая и экспериментальная аллергия 1999; 29: 84-90.

Место проведения вмешательства:
Учебная больница Гонконга с прилегающей клиникой астмы

Целевая группа:
Взрослые с астмой от умеренной до тяжелой степени с низким социально-экономическим и образовательным уровнями, посещающие астматическую клинику, были в центре внимания этого вмешательства.

Описание программы:
Цель этого исследования заключалась в том, чтобы определить, может ли образование в западном стиле дать положительные результаты в азиатском населении с низким социально-экономическим и культурным статусом, где влияние фитотерапии все еще широко распространено.Все пациенты посещали двухчасовую обучающую сессию в группах по 10 человек, которую проводил обученный медперсонал по обучению астме. Курс был посвящен природе астмы, потенциальным триггерам, доступным лекарствам и их применению, а также правильным методам использования ингаляторов. Участники продемонстрировали свои методы работы с ингаляторами и при необходимости были исправлены. Пациентам выдали брошюру с инструкциями размером с кредитную карту, касающуюся шагов по самоконтролю и информации о том, когда следует обращаться за помощью, на основе показателей пиковой скорости выдоха (PEF) и ежедневной записи симптомов астмы.С интервалом 4–12 недель программа подкреплялась видеосеансами во время посещения клиники. Использование ингаляторов и PEF также проверялось теми же медсестрами, и был пересмотрен план самоконтроля.

Дизайн оценки:
В исследовании использовался предварительный экспериментальный дизайн. Для оценки эффективности программы были измерены несколько характеристик на исходном уровне, через 6 месяцев и через год после вмешательства. Регистрировались PEF и объем форсированного выдоха через 1 минуту (FEV1), техника ингаляции оценивалась одним и тем же специалистом, и был заполнен вопросник из 28 пунктов для оценки знаний о патофизиологии астмы, лекарствах, самоконтролях и самооценке астмы. контроль за последние 6 месяцев, на исходном уровне и через 1 год.Оценка результатов включала госпитализации, посещения семейных врачей, посещение отделения неотложной помощи (ED) и выходные на работе или в школе.

Размер выборки:
В исследование вошли 192 взрослых китайца, проживающих в Гонконге, Китай; 75 мужчин и 117 женщин. Все требовали использования ингаляционных стероидов.

Показатели / результаты:
Статистически значимые улучшения были продемонстрированы для ОФВ1 (63,6 ± 20,6% от прогнозируемых значений на исходном уровне до 68.6 ± 22,8% через один год) и PEF (от 64,6 ± 23,0% от прогнозируемых значений на исходном уровне до 76,8 ± 24,5%) через 1 год. Статистически значимые улучшения также произошли в знаниях об астме, технике использования ингаляторов и самооценке пациентами своей астмы. Через 1 год госпитализации снизились с 0,71 на исходном уровне до 0,45, среднее количество посещений отделения неотложной помощи снизилось с 1,34 до 0,62, посещения врача снизились с 7,26 до 2,98, а количество выходных на работе или в школе уменьшилось с 5,07 до 3,05. Курсы стероидов также упали с 2.02 на исходном уровне до 1,37 за тот же период.

Наличие протокола / материалов:
Протокол и материалы не доступны для широкого распространения.

Пример:
Нет


Программа самоуправления амбулаторной астматической клиники

Ссылка на статью:
Игнасио-Гарсия JM, Пинто-Тенорио M, Chocron-Giraldez MJ, Cabello-Rueda F, Lopez-Cozar GA, Ignacio-Garcia JM, de Ramon-Garrido E. Льготы на 3 года образовательной программы по астме в сочетании с регулярным подкреплением.Европейский респираторный журнал 2002; 20: 1095-101.

Игнасио-Гарсия Дж. М., Гонсалес-Сантос П. Образовательная программа по самоконтролю при астме путем домашнего мониторинга пикового выдоха. Американский журнал респираторной реанимации, 1995; 151: 353.

Место проведения вмешательства:
Амбулаторная клиника астмы при больнице на 210 коек в Ронде, Малага, Испания

Целевая группа:
Взрослые с хронической астмой, которые перенесли хотя бы одно обострение астмы, потребовавшее стационарного лечения в предыдущем году

Описание программы:
Исследование было разработано для оценки воздействия образовательной программы по самоконтролю при астме, которая ранее была признана эффективной в контролируемом исследовании (статья Игнасио-Гарсиа и Гонсалес-Сантос, упомянутая выше) в сочетании с образовательной поддержкой, на исход взрослых больных астмой через 3 года после вмешательства.Первоначальная оценка включала полный сбор анамнеза, физикальное обследование и спирометрию. Исследователи подбирали лечебные схемы для каждого пациента с астмой. Каждому пациенту были предоставлены письменные терапевтические графики. Упор был сделан на объяснение техники ингаляции и правильного использования устройств. Пациенты получили информацию об общих концепциях астмы и ее лечении, триггерных факторах и способах их предотвращения, и их научили измерять максимальную скорость выдоха с помощью измерителя пикового потока.Пациенты были проинструктированы измерять свой пиковый поток дважды в день непосредственно перед использованием ингаляторов. Они также получили дневниковые карточки для записи симптомов и необходимости приема B2-агонистов короткого действия. Во время второго визита, через 1 месяц после первоначальной оценки, врач проверил технику ингаляции, эффективное использование измерителей пикового потока, соответствие дневниковой карте пациента, потребность в агонистах B2, а также триггеры окружающей среды и способы их избежать. По мере необходимости проводилось дополнительное обучение, и с каждым пациентом обсуждались изменения в режимах.Постоянное обучение предоставлялось в виде письменной информации об использовании и ценности лекарств, а также признании и надлежащем лечении острых обострений. Во время контрольных посещений через 3, 6, 12, 24 и 36 месяцев программа и поведение пациента были пересмотрены, а также обсуждались недостатки и решения относительно лечения. Во время всех посещений предоставлялась обучающая поддержка, и пациенты получали письменные планы самостоятельных действий при изменении их лечения.

Дизайн оценки:
Было использовано предварительное исследование последовательных пациентов.

Размер выборки:
Шестьдесят три пациента в возрасте от 14 до 65 лет, у которых астма была диагностирована не менее чем за 2 года до включения в программу, приняли участие в исследовании.

Конечные показатели / результаты:
Конечные показатели включали количество дней, потерянных на работе или в школе, внеплановые посещения терапевта, посещения отделения неотложной помощи в центре первичной медицинской помощи или в больнице неотложной помощи, госпитализации и нарушения сна из-за астмы .Данные о заболеваемости за год до включения сравнивались с результатами, полученными через 1, 2 и 3 года после завершения программы. Сравнение данных показало статистически значимое снижение среднего количества выходных дней на работе или в школе с 38 (за год до вмешательства) до 15 (через 1 год), до 6 (через 2 года) и 4,25 (через 3 года). Посещения первичной медико-санитарной помощи за те же периоды значительно снизились с 6,78 за год до вмешательства до 2,44 через 1 год, до 1,49 через 2 года и 1.29 в 3 года. Количество обращений за неотложной медицинской помощью за 4 года снизилось с 1,67 до вмешательства до 0,43, 0,24 и 0,25 в последующие 3 года. Количество ночных пробуждений за тот же 4-летний период резко упало: в среднем до вмешательства составляло 120, 35, 20 и 16 в течение следующих 3 лет. Всем пациентам были прописаны ингаляционные стероиды до и в конце исследования. Процент пациентов, принимающих пероральные стероиды, значительно снизился к концу исследования с 22% до 11%.

Доступные материалы:
Учебные материалы и раздаточные материалы для образовательной программы на испанском языке.


Междисциплинарная программа обучения самоуправлению

Ссылки на статьи:
Tschopp JM, Frey JG, Pernet R, Burrus C, Jordan B, Morin A, Garrone S, Imhof K, Besse F, Marty S, Uldry C, Assal JP. Бронхиальная астма и обучение самоконтролю: внедрение руководящих принципов в рамках междисциплинарной программы в сети здравоохранения.Swiss Medical Weekly 2002; 132: 92-7.

Место проведения вмешательства:
Амбулатория при университетской больнице в Швейцарии

Целевая группа:
Взрослые в возрасте 17 лет и старше, у которых объем форсированного выдоха за 1 секунду составил ⊃3; 50% от прогнозируемого значения с обратимостью> 20% после применения бронходилататоров

Описание программы:
Исследование было предпринято для продвижения междисциплинарного подхода к лечению астмы в сочетании с программой обучения самоуправлению (SME) с последующим измерением воздействия.Группа пневмонологов и медперсонала вместе со специалистами по коммуникациям подготовила буклет для малых и средних предприятий на двух языках, французском и немецком. Члены команды сети здравоохранения, участвующие в исследовании, то есть врачи первичного звена, медицинские специалисты, фармацевты и медперсонал, посетили 12-часовой междисциплинарный семинар, чтобы подготовить их к внедрению вмешательства. Темы включали активную стратегию обучения, управление междисциплинарной командой, роль различных участников, стратегию обучения пациентов, знание астмы и ведение астмы с использованием текущих руководств.Образовательное вмешательство для пациентов включало базовую информацию о физиопатологии астмы, провоцирующих факторах и мерах по предотвращению бронхиальной астмы, основную информацию о лекарствах, методах ингаляции, измерение пикового потока, использование индивидуального плана действий для предотвращения и управления приступами астмы и другие темы, которые лечащий врач считает необходимыми. Каждый пациент получил личный дневник наблюдения с записанными индивидуальными целями. После обучения врач проводил последующие наблюдения с каждым участником через 3, 6, 9 и 12 месяцев вместе с физиотерапевтом, ответственным за сбор данных.

Схема оценки:
Использовалась методика до и после публикации.

Размер выборки:
Всего в исследовании приняли участие 66 пациентов.

Показатели результата / результаты:
Показатели конечного результата включали пребывание в больнице, связанное с астмой, экстренные консультации и пропущенные рабочие дни в течение 1 года. Общее количество госпитализированных дней сократилось с 232 дней до вмешательства до 68 дней в году после вмешательства, а общее количество неотложных консультаций уменьшилось с 314 до 128 за соответствующие периоды.Тридцать девять процентов пациентов пропускали рабочие дни до вмешательства по сравнению с 14% в следующем году. Общее количество потерянных рабочих дней снизилось с 652 дней до вмешательства до 126 дней после вмешательства. В целом, вмешательство привело к экономии затрат на здравоохранение в размере (швейцарских франков) на 202 510 швейцарских франков с точки зрения пропущенных работ и 131 200 швейцарских франков с точки зрения дней пребывания в больнице, на общую сумму 333 710 швейцарских франков. Сэкономленные расходы на одного пациента составили 5 056 швейцарских франков в год.

Информация о материалах:
Учебная программа, использованная в этом исследовании, была адаптирована из учебной программы Квебека по астме.(Boulet LP. L’Asthma: Notions de Base, Education, Intervention. Les Presses de l’Universite Laval 1997, Квебек, Канада: Publisher 1997; 289-97)

Брошюра SME, разработанная для обучения астме на французском языке, называется «Mieux Vivre Avec Son Asthma: Approche Interdisciplinaire a l’intention des Patients Asthmatiques».

.

Бронхиальная астма | определение бронхиальной астмы в Медицинском словаре

- состояние, характеризующееся повторяющимися приступами одышки, воспалением дыхательных путей и хрипом из-за спазматического сужения бронхов; это также известно как бронхиальная астма . Приступы сильно различаются от периодических периодов хрипов и легкой одышки до тяжелых приступов, которые почти вызывают удушье. Острый приступ, продолжающийся несколько дней, называется астматическим статусом ; - это неотложная медицинская помощь, которая может быть фатальной.прил., прил. астмат. Причины. Астму можно разделить на три типа в зависимости от причинных факторов. Аллергическая или атопическая астма (иногда называемая внешней астмой ) возникает из-за аллергии на антигены; Обычно вызывающие раздражение аллергены взвешиваются в воздухе в виде пыльцы, пыли, дыма, автомобильных выхлопов или шерсти животных. Более половины случаев астмы у детей и молодых людей относятся к этому типу. Внутренняя астма обычно является вторичной по отношению к хроническим или рецидивирующим инфекциям бронхов, носовых пазух или миндалин и аденоидов.Есть свидетельства того, что этот тип развивается из-за гиперчувствительности к бактериям или, чаще, вирусам, вызывающим инфекцию. Приступы могут быть спровоцированы инфекциями, эмоциональными факторами и воздействием неспецифических раздражителей. Третий тип астмы, , смешанный, , возникает из-за сочетания внешних и внутренних факторов.

Существует унаследованная тенденция к развитию астмы. Это связано с реакцией гиперчувствительности иммунного ответа. Пациент часто приводит семейный анамнез, который включает аллергии того или иного типа и личный анамнез аллергических заболеваний.Вторичные факторы, влияющие на тяжесть приступа или провоцирующие его начало, включают события, вызывающие эмоциональный стресс, изменения влажности и температуры окружающей среды, а также воздействие ядовитых паров или других аллергенов в воздухе.

Симптомы. Обычно приступ астмы характеризуется одышкой и хрипящим типом дыхания. Пациент обычно принимает классическое сидячее положение, наклонившись вперед, чтобы задействовать все вспомогательные дыхательные мышцы. Кожа обычно бледная и влажная от пота, но при сильном приступе может возникнуть цианоз губ и ногтевого ложа.На ранних стадиях приступа кашель может быть сухим; но по мере прогрессирования приступа кашель становится более продуктивным, выделяя густую вязкую слизистую мокроту.

Приступ астмы с респираторной недостаточностью. Из Frazier et al., 2000.

Лечение. Лечение внешней астмы начинается с попыток определить аллергены, вызывающие приступы. Сотрудничество пациента необходимо, чтобы связать начало приступа с определенными веществами окружающей среды и эмоциональными факторами, которые вызывают или усиливают симптомы.Пациенту с неаллергической астмой следует избегать инфекций, неспецифических раздражителей, таких как сигаретный дым, и других факторов, провоцирующих приступы.

Лекарства, назначаемые для лечения астмы, в основном используются для облегчения симптомов. Лекарства от астмы нет, но болезнь можно контролировать с помощью индивидуального режима лекарственной терапии в сочетании с отдыхом, релаксацией и избеганием причинных факторов. Бронходилататоры, такие как адреналин и аминофиллин, могут использоваться для увеличения бронхиол, тем самым снимая затрудненное дыхание.Также могут быть назначены другие препараты, разжижающие выделения и способствующие их изгнанию (отхаркивающие средства).

Пациент с астматическим статусом очень серьезно болен и должен получать особое внимание и лекарства, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на сердце и серьезных респираторных заболеваний, которые могут быть фатальными.

Уход за пациентами. Поскольку астма является хроническим заболеванием с нерегулярной периодичностью ремиссий и обострений, для успешного лечения важно просвещение пациента. План ухода должен быть в высшей степени индивидуализированным, чтобы соответствовать потребностям пациента, и должен быть разработан таким образом, чтобы поощрять активное участие в предписанной программе и в уходе за собой.Большинство пациентов приветствуют возможность узнать больше о своем расстройстве и способах контроля над окружающими и эмоциональными событиями, которые могут спровоцировать приступ.

Упражнения, улучшающие осанку, помогают поддерживать хороший воздухообмен. Пациента можно научить специальным упражнениям на глубокое дыхание, чтобы сохранить эластичность и полное расширение тканей легких и бронхов. (См. Также легкие и хроническая обструктивная болезнь легких.) У некоторых пациентов с астмой выработался защитный паттерн дыхания, который является поверхностным и неэффективным из-за страха, что глубокое дыхание вызовет приступ кашля и хрипов.Им понадобится помощь, чтобы сломать этот шаблон и научиться глубоко дышать и полностью расширять бронхи и легкие.

Пациенту следует рекомендовать пить большое количество жидкости, если не противопоказано иное. Дополнительные жидкости необходимы для восполнения потери жидкости во время респираторной недостаточности. Повышенное потребление жидкости также может помочь разжижить бронхиальный секрет, так что он легче удаляется при кашле и глубоком дыхании.

Пациент должен быть предупрежден об опасностях крайностей в еде, физических упражнениях и эмоциональных событиях, таких как продолжительный смех или плач.Ключевые слова - модификация и умеренность, чтобы избежать перенапряжения и чрезмерной стимуляции систем организма. Техники релаксации могут быть очень полезными, особенно если пациент может найти метод, который эффективно снижает напряжение.

Пациентам с астмой становится лучше, если они чувствуют, что они в какой-то мере контролируют свою болезнь и не обязательно являются беспомощными жертвами изнурительной неизлечимой болезни. Лекарства от астмы нет, но есть способы приспособиться к болезни и минимизировать ее последствия.

сердечная астма термин, применяемый к затрудненному дыханию из-за отека легких при сердечных заболеваниях, таких как левожелудочковая недостаточность.

профессиональная астма внешняя астма, вызванная аллергеном, присутствующим на рабочем месте.

Энциклопедия и словарь Миллера-Кина по медицине, сестринскому делу и смежным вопросам здравоохранения, седьмое издание. © 2003 Saunders, принадлежность Elsevier, Inc. Все права защищены.

.

Смотрите также