Школа здоровья астма


цели, задачи, содержание занятий, организация работы

Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.

Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.

Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.

Что такое астма-школа

Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.

На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.

Кто может посещать занятия

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.

Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.

Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.

Основные цели и задачи школы

Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.

Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.

Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:

  • избежать прогрессирования заболевания;
  • получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
  • научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
  • ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
  • изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
  • изучить способы профилактики обострений;
  • получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
  • ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
  • научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
  • получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
  • выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.

Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:

  • обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
  • понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
  • научить практическим приемам;
  • убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.

Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.

Программа занятий

Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.

В программе лекций рассказывают о следующем:

  1. Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
  2. Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
  3. Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
  4. Лечение заболевания немедикаментозными способами.

Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.

План личных занятий при астме будет следующим:

  1. Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
  2. Обучение корректному применению ингаляторов.
  3. Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
  4. Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.

Благодаря индивидуальным занятиям каждый пациент сможет добиться существенных улучшений в состоянии здоровья. Подготовка в школе сконцентрирована на каждом пациенте персонально, с учетом его запросов. Это позволяет при необходимости снова и снова возвращаться к тяжелым проблемам, позволяя при этом контролировать наработанные способности.

Где их организуют и как

Астма-школы формируют в медицинских центрах диагностики. Собранная в таких школах группа больных является закрытой, так как включение дополнительных пациентов в группу после начала обучения является неоправданным шагом. Лучше в таком случае при необходимости сформировать дополнительную группу. Контроль эффективности терапии должен проходить не только во время самого обучения в астма-школе, но и до уроков.

Перечисленные выше признаки должны быть изложены в учебных журналах до проведения курсов занятий и после них.

Астма-школы должны быть оборудованы компьютерной техникой для ведения занятий, чтобы можно было просматривать слайды, видеофильмы, пользоваться видеотехникой и кодоскопом. Организационные вопросы по функционированию такого учреждения лежат на главвраче стационара или поликлиники, к которой относится оздоровительная школа.

Если пациент не понимает, как развивается астма, и при этом не доверяет лечащему врачу, никакие продолжительные и подробные курсы ему не помогут. Человек должен обладать навыками самопомощи, которые могут спасти жизнь в особенно опасные моменты. Но для этого он должен осознать, зачем вообще посещает астма-школу.

Основные направления в обучении

Таким образом, осведомленность самого пациента и его родственников о заболевании и приемах экстренной помощи – это очень важно. Только так можно рассчитывать на положительный эффект от лечения и вести полноценную повседневную жизнь.

Чтобы выяснить, в какой момент наступает приступ удушья у детей астма-школы, определить, насколько качественным и эффективным является проводимое лечение, необходимо постоянно использовать прибор пикфлоуметр, позволяющий проводить наблюдение за дыханием. Данные с пикфлоуметра собираются в течение полных суток, а результаты исследования отображаются в виде криволинейного графика. На нем видны суточные отклонения основных параметров, а также периоды с наивысшей степенью вероятности обострения.

Пациентам рассказывают о правилах пользования данным прибором. Кроме того, больных астмой учат корректно использовать такие приспособления, как ингаляторы с возможностью дозирования, небухалеры, аутохалеры и волюматики. Эти приборы позволяют принимать лекарственные препараты небольшими дозами и избежать попадания крупных частиц лекарства в пищевой тракт, что может вызывать осложнения.

В астма-школах практикуют специальные дыхательные упражнения, которые помогают правильно применять аэрозольные лекарственные препараты, выпускаемые в виде пудры. Такая форма выпуска намного безопаснее для природы и человека, ведь она не предполагает применение фреонов, способствующих усилению распыления. Приспособления, помогающие использовать лекарства в виде пудры, – это ротохалеры, тербохалеры, ингаляторы-М, спинхалеры и дискхалеры.

Особенности работы астма-школ

Школа по бронхиальной астме может существенно облегчить жизнь пациентам, если лекции в ней будут организованы грамотно.

Для качественного обучения необходимо создать такие условия:

  1. Обеспечить в классах наличие комфортабельной мебели. При этом техническое оснащение и освещение должно находиться на высоком уровне.
  2. В группы школы здоровья для терапии бронхиальной астмы зачисляют максимум по 10 человек. Такое ограничение связано с тем, что медицинский работник просто не сможет отреагировать должным образом на все вопросы, если занятия будут проводить для групп с большей численностью слушателей.
  3. Посещать занятия в астма-школе должен не только больной, но и его ближайшие родные. Благодаря этому они будут знать, что делать в случае приступа астмы.
  4. Организация работы в школе построена таким образом, что каждый пациент посещает порядка 10 лекций по 90 минут каждая. При этом занятия проходят ежедневно или же через день, чтобы у пациента не стерлась из памяти полученная информация, и он успел ее закрепить.
  5. За 1 год человек может пройти порядка 10 курсов обучения для профилактики.

Каждый урок проходит в форме диалога. Общие правила поведения и принципы посещения школы лечащий врач разъясняет на первой встрече с пациентами. Кроме того, больным необходимо понять, что все вопросы нужно озвучивать, как только они возникают.

В заключение

В школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой больные не только учатся, какие шаги предпринимать при возникновении приступов, но и изучают строение дыхательных органов, а также узнают о современных методиках диагностирования и лечения данного заболевания.

Обучение, получаемое в школе, призвано повысить качество жизни пациентов, а также помочь им выработать четкий механизм действий при возникновении внезапных приступов.

Астма | Здоровые школы | CDC

Астма - ведущее хроническое заболевание среди детей и подростков в США. Это также одна из основных причин пропусков занятий в школе. В среднем в классе из 30 детей около 3 человек страдают астмой. Население с низкими доходами, меньшинства и дети, живущие в центральной части городов, чаще посещают отделения неотложной помощи, госпитализируют и умирают из-за астмы, чем население в целом. 1

Когда дети и подростки подвергаются воздействию окружающих предметов, таких как пылевые клещи и табачный дым, может возникнуть приступ астмы.Их называют триггерами астмы. Симптомы астмы можно контролировать, избегая триггеров и при необходимости принимая лекарства, прописанные врачом. Астма - распространенное явление, но поддается лечению: лечение, основанное на современных научных знаниях, снижает вероятность заболеваний и будущих эпизодов. 2

Чтобы получить информацию о причинах и лечении астмы, посетите сайт «Узнайте, как контролировать астму».

.

CDC - Астма - Поставщики услуг по уходу за детьми и школами

Астма - ведущее хроническое заболевание среди детей и молодежи в Соединенных Штатах и ​​ведущая причина пропусков занятий в школе. Учителя, тренеры, работники дневного ухода за детьми и воспитатели могут помочь детям справиться с астмой.

На этой странице представлены Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC), государственные и негосударственные ресурсы для планирования школьного персонала или поддержки программы управления астмой.

Борьба с астмой в школах: успехи Национальной программы контроля астмы CDC
Национальная программа контроля астмы CDC (NACP) выполняет важную работу, чтобы помочь детям с астмой.Мы поддерживаем инициативы по всей стране, направленные на комплексный контроль астмы в школах.

Технический пакет EXHALE pdf icon [PDF - 760 KB]

Технический пакет EXHALE представляет собой группу стратегий, которые, основываясь на наилучших доступных доказательствах, могут улучшить контроль астмы и снизить расходы на здравоохранение. Он предназначен для использования в качестве источника информации для принятия решений в сообществах, организациях и государствах.

Стратегии борьбы с астмой в школах pdf icon [PDF - 6 MB]
В этом документе представлена ​​подборка информации и ресурсов для реализации программ борьбы с астмой в школах.

Информация об астме: видео CDC по американскому языку жестов для школ

Этот фильм на американском языке жестов (ASL), созданный CDC и Центром здоровья глухих при Медицинском центре Университета Рочестера, обсуждает, как управлять астмой, чтобы помочь предотвратить приступы или уменьшить общие последствия этого заболевания для здоровья. Послушать / посмотреть это видео… (15:26)

Как пользоваться ингалятором для астмы
Программа

CDC по борьбе с астмой создала этот набор видеороликов, чтобы помочь детям, страдающим астмой, и их семьям, опекунам и педагогам научиться пользоваться ингалятором от астмы.Дети на этих видео болеют астмой. Посмотрите, как они демонстрируют методы приема лекарств. Это помогает им контролировать астму.

CDC: Здоровая молодежь! Веб-сайт по астме
.

Астма | Стратегии борьбы с астмой в рамках скоординированной программы школьного здравоохранения | Healthy Schools

Здоровый ученик - это ученик, готовый учиться. Школы, доброжелательные к астме, - это те школы, которые стремятся создать безопасную и благоприятную среду обучения для учащихся, страдающих астмой. У них есть правила и процедуры, которые позволяют студентам успешно справляться с астмой. Шансы на успех выше, когда в нем участвует все школьное сообщество - школьная администрация, учителя и персонал, а также ученики и родители.

CDC определила шесть стратегий, которые школы и округа должны учитывать при решении проблемы астмы в рамках скоординированной программы школьного здравоохранения. Эти стратегии могут быть эффективными независимо от того, рассчитана ли ваша программа на весь школьный округ или только на одну школу.

  1. Создание систем управления и поддержки для школ, доброжелательных к астме.
  2. Обеспечить школьных медицинских и психиатрических услуг для учащихся, страдающих астмой.
  3. Обеспечить образовательных программ по астме и программ повышения осведомленности для учащихся и школьного персонала.
  4. Обеспечьте безопасную и здоровую школьную среду , чтобы уменьшить количество триггеров астмы.
  5. Обеспечить безопасных и приятных занятий физкультурой и активностью учащихся, страдающих астмой.
  6. Координация усилий школы, семьи и сообщества для более эффективного лечения симптомов астмы и сокращения пропусков занятий среди учащихся, страдающих астмой.
.

Астма | Начало изменений: создание школы, благоприятной для лечения астмы | Здоровые школы

Насколько безопасна ваша школа для лечения астмы? (NAEPP, обновлено в 2008 г.) Cdc-pdf [PDF - 140 KB]
Используйте этот вопросник из восьми пунктов, чтобы узнать, насколько хорошо ваша школа обслуживает учащихся, страдающих астмой

Руководство пользователя «Основы астмы для школ», части 1 и 2 - слайд-презентации PowerPoint ® (NAEPP, 2008) Cdc-pdf [PDF - 450 КБ]
Предоставляет также рекомендации по использованию слайдов PowerPoint ® как инструкция по открытию и печати слайд-презентаций

Asthma Basics for Schools, Part 1 - PowerPoint ® слайд-презентация (NAEPP, обновлено в 2008 г.) Cdc-ppt [PPT - 1.6 МБ, сохраните для просмотра заметок докладчика] Формат PDF Cdc-pdf [PDF - 1,5 МБ]
Используйте часть 1, чтобы предоставить основную информацию об астме на собраниях школьного персонала, собраниях PTA, собраниях школьных советов, собраниях общественных групп или в других местах. Набор слайдов настраивается, включает заметки докладчика (сценарий и дополнительную информацию, которая поможет вам ответить на вопросы) и форму обратной связи по презентации

Asthma Basics for Schools, Part 2 - PowerPoint ® слайд-презентация (NAEPP, обновлено в 2008 г.) Cdc-ppt [PPT - 718 КБ, сохранить для просмотра заметок докладчика] Формат PDF Cdc-pdf [PDF - 1.7 MB]
Часть 2 предлагает руководство по борьбе с астмой в школах. Он в первую очередь нацелен на сотрудников школы, но также может быть использован или изменен для других аудиторий. Набор слайдов настраивается, включает заметки докладчика (сценарий и дополнительную информацию, которая поможет вам ответить на вопросы) и форму обратной связи по презентации

Форма обратной связи по основам астмы для школ, части 1 и 2 - слайд-презентации PowerPoint ® (NAEPP, 2008) Cdc-pdf [PDF - 83 KB]

Управление астмой: руководство для школ (NAEPP, обновлено в 2003 г.) Внешний
Простой в использовании буклет, разработанный для предоставления школьному персоналу практических рекомендаций по оказанию помощи учащимся, страдающим астмой, и помощи школам, которые планируют или поддерживают программу лечения астмы

Стратегии борьбы с астмой в рамках скоординированной программы школьного здравоохранения с обновленными ресурсами (CDC, обновлено в 2006 г.)
Описывает шесть ключевых стратегий улучшения здоровья и посещаемости школы учащимися, страдающими астмой

Предлагаемое цитирование: Центры по контролю и профилактике заболеваний. Начало изменений: создание школы, дружественной к астме . Атланта, Джорджия, 2008.

При заказе укажите, хотите ли вы копию только DVD Creating an Asthma-Friendly School , CD-ROM с набором инструментов или Initiating Change: Creating an Asthma-Friendly School toolkit (который включает DVD и CD-ROM).

.

Смотрите также